Население Земли скоро достигнет 8 млрд человек. Суммарная масса людей как биологического вида составит 300 млн тонн. Другого вида с такими показателями на планете нет.
Не надо быть профессиональным биологом, чтобы понять — для поддержания жизни популяции ежедневно нужна пища, и много. Она должна быть сбалансированной, содержать необходимое количество животного белка с полным набором аминокислот, включая незаменимые (не присутствующие в составе растительной пищи и не синтезируемые самим человеком при переваривании еды).
Увеличение численности не знавших земледелия народов, добывавших пищу с помощью охоты, не один раз приводило территорию их обитания к экологическим кризисам и катастрофам, исчезновению популяций промысловых видов, деградации ландшафтов. Последние примеры относятся уже к 19 веку. Впрочем, это имеет место и при использовании ресурсов мирового океана, рыболовстве и т. д.
Выход был найден. Им стало сельское хозяйство: земледелие, кормопроизводство, животноводство, а позднее и аквакультура.
За современными разговорами об изменяющемся климате и особенностях правильного питания позабылась дискуссия 70-х годов прошлого века о пределах роста, инициатором которой выступал Римский клуб. Значение параметра расчётной критической массы популяционной системы определялось и российскими учёными. Среди них В. И. Вернадский, Н.В. Тимофеев-Ресовский, С. П. Капица, Н. Н. Моисеев, С.П. Курдюмов и другие авторитетные исследователи. Обобщённые результаты следующие: естественные экосистемы планеты способны прокормить 500 млн человек. При агропроизводстве с максимальным использованием биоклиматического потенциала экосистем с учётом имеющихся ресурсов пахотных почв, пригодных к использованию, верхняя оптимальная оценка численности населения — 8,2 млрд человек. Это заставляет по-новому взглянуть на современную ситуацию.
Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП) выдвинула концепцию «безопасного рабочего пространства» (БРП) — использование для нужд потребления не более 0,20 га пахотных почв на человека к 2030 году. Превышение неприемлемо — оно приведёт к необратимому ущербу в виде сокращения биоразнообразия, высвобождения двуокиси углерода, нарушения круговорота воды и питательных веществ, сокращения общей площади плодородной почвы. Так, многие годы сельскохозяйственные угодья расширяются за счёт лесов, особенно в тропических регионах. Примером последствий такого вмешательства человека являются масштабные пожары в Южной Америке летом и осенью 2019 года.
Следовательно, согласно ЮНЕП, суммарная площадь пахотных почв должна быть 1640 млн га или примерно на 100 млн га выше современного показателя (примерно 1550 млн га).
Ежегодный доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организация ООН (ФАО) «Состояние продовольственной безопасности и питания в мире — 2019» констатирует, что многолетнее снижение распространённости недоедания в мире прекратилось, отмечен его рост. От голода страдают более 820 млн человек — то есть каждый девятый человек в мире. Умеренный и серьёзный уровни отсутствия продовольственной безопасности, согласно разработанной детальной шкале, в сумме характерны для 26,4 % населения Земли или для 2 млрд человек.
Согласно «Сельскохозяйственным перспективам 2019-2028» (совместный доклад Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и ФАО), в рассматриваемый период потребление основных продуктов питания на душу населения останется на прежнем уровне, поскольку уровень спроса на них у большей части населения мира достиг насыщения. Причина — низкие доходы и слабый рост экономики.
Общее сельскохозяйственное производство вырастет на 15 %, при этом глобальное использование сельскохозяйственных земель расти не будет. Рост производства сельскохозяйственных культур может быть обусловлен повышением урожаев и более высокой интенсивностью производства благодаря технологическим инновациям. Прогнозируемый рост животноводства будет происходить за счёт увеличения поголовья скота, использования большего количества кормов более эффективным образом.
Главное, что можно увидеть в документе, — проблема голода остаётся, не решается и будет усиливаться; ни о каком «органическом» («экологическом», «альтернативном» и прочем) земледелии речь не идёт, поскольку оно ресурсоёмкое, затратное, выход продукции с единицы площади меньше, а сама она значительно дороже.
Почвенные ресурсы в мире уже дефицитны; основная ставка делается на использование интенсивных инновационных наукоёмких агротехнологий.
Вспомним слова отца «зелёной революции» Нобелевского лауреата Н. Борлауга — человека, чьи научные исследования и разработанные технологии спасли от голода миллиарды человек: «Увеличение урожаев культур на лучших почвах уменьшает спрос на новые сельскохозяйственные земли, спасает леса от вырубки».
В «Отчёте о глобальной продовольственной политике — 2019» Международного исследовательского института продовольственной политики (ИФПРИ) ставится и описывается задача по «ревитализации» (приданию новой жизни) сельских территорий, учитывающая совокупность социальных, экономических и природных процессов.
Цели устойчивого развития предполагают «климатически нейтральное» сельское хозяйство, где обязательно обеспечивается воспроизводство плодородия почв (желательно расширенное), максимально используются ресурсы органического вещества, включая отходы животноводства, не снижаются запасы гумуса в пахотных почвах, полностью исключена их деградация.
Разработанное в 2014 году Международным институтом питания растений (ИПНИ) «Практическое руководство по применению удобрений и оптимизации питания растений» (т.н. 4R-СТРАТЕГИЯ) переведено на многие языки. Однако оно не содержит ничего нового, не известного ранее российским учёным-аграрникам.
Школе российских почвоведов-агрохимиков эти приёмы хорошо известны: обязательное соблюдение зональных севооборотов; включение в них трав и бобовых (где это возможно); внесение органических удобрений (навоза) в дозах от 4 до 7 т/га в год или единовременно — раз в звене севооборота под пропашные культуры; использование сидератов и занятых паров; дозы минеральных удобрений рассчитываются с учётом продуктивности возделываемых культур, обеспечивают бездефицитный баланс элементов минерального питания в севообороте. Можно осуществлять расширенное воспроизводство плодородия почв, известкование и, при необходимости, фосфоритование кислых почв и гипсование засоленных. Обязательны противоэрозионные мероприятия и желательно адаптивно-ландшафтное землеустройство. Это обычная разумная агрономическая практика, проверенная, научно-обоснованная и подтверждённая многими полевыми опытами и экспериментами.
При инерционном сценарии ожидаемый глобальный спрос на почвенные ресурсы уже до 2050 года выйдет за пределы БРП. Предлагается, что мониторинг глобального землепользования странами и регионами для их внутреннего потребления должен показывать, находятся ли они в пределах своего безопасного рабочего пространства или вышли за его рамки. Вероятно, нарушителей будут ждать экономические санкции, устанавливает ведь сейчас ЕС «Пограничную корректировку выбросов углерода».