Уже несколько лет госструктуры РМ, имеющие отношение к сельскому хозяйству, выводят животноводство на роль «звезды первой величины на небосводе отраслевых реформ». Что логично, так как многие годы в Молдове животноводство, особенно молочное его направление, обреталось на правах Золушки. Но вот, наконец, в отрасль пошли адресные субсидии «на голову животного», а еще обещаны и кредитные ресурсы международных доноров. Какие результаты уже достигнуты, и чего ожидать в ближайшей перспективе?
Итак, что мы имеем по итогам 2022 года, опираясь на статистические данные? Согласно оценке НБС, на начало текущего года по сравнению с тем же моментом прошлого года поголовье крупного рогатого скота в РМ (Правобережье) составило 104,2 тыс., или 102%, в том числе коров – 69,4 тыс., или 102,3%. При этом на сельхозпредприятиях, то есть на промышленных фермах, содержалось 11,7 тыс. коров (по сравнению с данными на 01.01.2022 года – 192,7%), тогда как в домохозяйствах – 57,7 тыс. коров (93,4%).
Как эти статистические показатели можно интерпретировать? В целом по стране зафиксировано увеличение стада КРС, но незначительное, в пределах погрешности. Основное структурное изменение – это перераспределение поголовья: на предприятиях оно почти удвоилось, в хозяйствах населения – сократилось на 6% с лишним (в процентном отношении изменение вроде как небольшое, но в абсолютном выражении, в дойных кровах – существенное).
Почему это произошло? Очевидно, потому, что в стране второй год разворачивалась кампания субсидирования «на каждую голову КРС». Субсидии получали лишь держатели ферм, авторизованных Агентством по безопасности пищевых продуктов ANSA. До начала этой кампании таких ферм было менее сотни, теперь – более трех сотен. Это, конечно, не означает, что в стране за два с небольшим года появилось несколько сотен новых животноводческих ферм с новым поголовьем. Просто у ранее неавторизованных ферм появился стимул (субсидии) заполучить официальный статус в ANSA.
Повлияло ли это положительно на продуктивность стада КРС в стране? Увы, нет. По данным НБС, в 2022 году молока в Молдове было произведено 264,9 тыс. тонн, что составляет лишь 89,7% к уровню за 2021 год.
Какие из этого можно сделать выводы? Субсидии «на голову КРС» имеют больше социальный эффект – поддержание доходов определенной категории сельского населения РМ, чем экономический – рост поголовья животных и производства молока (по последнему показателю в стране даже произошел регресс).
Чтобы восполнить слабый экономический эффект субсидирования «на голову КРС», животноводы, в частности Патронатная ассоциация производителей молока и молочных продуктов Lapte, уже третий год добивается включения в «реестр субсидий» доплат фермерам за каждый килограмм сырого молока, сданного на промпереработку. О размере субсидии шли горячие споры как между самими животноводами, так и между животноводами, с одной стороны, и Минсельхозпищепромом MAIA – с другой. Диапазон желаний – от 1,7 до 3 леев/кг и более. Также были различные мнения, кому именно и за какое именно молоко стоит предоставлять доплаты. Некоторые эксперты считали, что субсидировать стоит только молоко, поступающее на молочные фабрики, причем сырье хорошего качества – соответствующее не только запросам переработчиков по жирности и белку, но и укладывающееся в нормативы по микробиологии и уровню остаточного содержания ветеринарных препаратов. Другие полагали, что субсидий достойно и молоко, используемое фермерами для приготовления домашних брынзы, сметаны и других продуктов, поступающих на рынки, – в случае, если фермеры смогут официально освидетельствовать факт продажи этих продуктов.
Как бы то ни было, даже в ограниченном формате субсидии «на килограмм молока», вероятно, помогли бы улучшить обеспечение местных молочных фабрик отечественным сырьем. Особых возражений этот вывод, видимо, ни у кого не вызывал, учитывая то обстоятельство, что идея была оформлена в виде проекта правительственного решения. Однако ни в прошлом, ни пока что в нынешнем году документ не принят. Между тем началась весна. Надо полагать, в скором времени появится регламент о распределении средств Национального фонда развития сельского хозяйства и села в 2023 году. Шансы, что в него будет включен и механизм выделения субсидий-доплат «на килограмм молока», похоже, мизерны.
Конечно, есть мнение, что этот новый вид субсидирования может быть активирован со второго полугодия 2023, ближе к выборам. И ничего исключать нельзя – «задним числом», в «электорально-тестовом режиме». Но проблемы в том, что субсидии «на килограмм молока» для фермеров-животноводов были бы очень кстати именно сейчас, в весенне-межсезонный период – когда фуражные зерновые урожая прошлого года, возможно, подорожают, а свежих кормов пока нет. Ведь, к примеру, снижение производства молока в прошлом году специалисты увязывают с «режимом экономии»: на дорожающем фураже, энергоносителях и других производственных ресурсах для животноводства.
Нельзя сказать, что проблема низкой продуктивности молочного животноводства в Молдове власти страны не беспокоит. В одном из выступлений в телеэфире министр MAIA Владимир Боля заявил: «В 2025 году, когда я завершу свой мандат в качестве министра, мы должны иметь на фермах в Республике Молдова как минимум 20 тыс. дойных коров с продуктивностью 8 тыс. литров в период лактации – это очень легко достижимая цель». Тем более, что на 2023 год запланированы госинвестиции в животноводческий сектор РМ в размере около $25 млн, «дабы повысить устойчивость ферм по производству молока, улучшить условия содержания животных, а также оснастить фермы специализированным оборудованием и программным обеспечением». Это будет частью общей суммы кредита в $55 млн, обещанного Всемирным Банком в виде финансовой поддержки нашей стране на развитие сельского хозяйства. Впрочем, заемные ресурсы предложены, но соглашения между правительством РМ и ВБ еще нет.
В данной связи стоит отметить, что, по экспертным оценкам, в настоящее время среднегодовой надой с коровы в индивидуальном секторе (домохозяйства) молдавского животноводства составляет около 3,7 тыс. кг, в корпоративном (промышленные фермы) – около 5,7 тыс. кг. Для сравнения: в молокопроизводящих странах Евросоюза этот показатель колеблется в средних пределах 7–8 тыс. кг. Но есть немало высокотехнологичных ферм, где от коровы в год получают до 10 тыс. кг молока и более.
Конечно, как признают представители ассоциации Lapte, в плане продуктивности молочного стада молдавскому животноводству, мягко говоря, «есть куда расти». Но необходимо отдавать себе отчет в том, что это процесс не такой быстрый и легкий, как представляется руководству профильного министерства. Согласно исследованию ассоциации, чтобы обновить дойное стадо, достаточное для полного обеспечения внутреннего рынка молочными продуктами, необходимы инвестиции в размере около 12 млрд леев. Однако стратегически рассматривать отрасль в качестве ориентированной исключительно на обеспечение потребностей внутреннего рынка принципиально не верно, в реалиях глобальной экономики необходима еще и хотя бы минимальная «ставка на экспорт». Наконец, нужны значительные инвестиции в формирование и поддержание на должном уровне государственной и частной инфраструктуры безопасности/качества сектора животноводства и производных продуктов.
С учетом всего этого, по мнению специалистов, только на первый год кардинальной реформы животноводства в РМ потребуются вложения в сумме не менее 40 млн евро. В общем, всё не так дешево, быстро и легко, как хотелось бы.
⚡Следите за новостями Agroexpert в -> Telegram | Viber | Facebook | Instagram | News letter!