Больше десяти лет Михай Буркэ из коммуны Карпинены Хынчешсткого района вынужден был зарабатывать за рубежом, чтобы вернуться на родину и открыть собственный бизнес. Более миллиона леев вложил фермер в животноводческую ферму, и уже более шести лет не может вернуть свои инвестиции. Несмотря на то, что Михай Буркэ работает сутками напролет, его труд не ценится ни государством, ни теми, кто занимается переработкой молока и предлагает слишком низкую цену за литр продукта, жалуется фермер, передаёт канал TVC.
Михай Буркэ проработал 12 лет в Италии. В 2014 году он вернулся в Молдову с мыслью, что деньги, которые удалось скопить, станут основой для открытия малого бизнеса. Решил вложить средства в животноводческую ферму для разведения крупного рогатого скота. История успеха началась скромно — с 12-и коров и ветхого помещения.
«Сегодня у нас 47 голов. У нас есть восемь телят, оставленных для разведения, чтобы обновить породу», - говорит Михай Буркэ.
Став фермером-предпринимателем, Михай Буркэ забыл о выходных и праздниках.
«Здесь нужно находиться постоянно, ежедневно. Эту профессию выбирают не все, а лишь те, у кого хватает смелости», - уверен фермер.
Несмотря на то, что фермер вложил в это дело много сил и все свои сбережения, он утверждает, что его бизнес прибыльным не становится. И всё потому, что цена за литр молока, которую платят те, кто занимается переработкой продукта, не покрывает всех расходов.
«Я думаю, что нужно еще десять лет для того, чтобы вернуть эти деньги. Это очень тяжело. Я хочу сказать, что я делаю двойную работу за одни и те же деньги. Я работал один раз, вложил их, и теперь я с трудом пытаюсь их вернуть. Сегодня цена 6,5 леев, но этого недостаточно. Должно быть по крайней мере 8 леев, с моей точки зрения, а может и 10, почему бы нет?»
В этом году еще и засуха нанесла удар по фермерским хозяйствам. Все поля, засеянные кукурузой, а их более 100 гектаров, пострадали от жары.
«Посмотрите, что происходит с землей, когда нет дождя. Год сухой и кукуруза стала вот такого цвета. Она высыхает, я не смогу ничего сделать даже из кукурузных рыльцев. Если мы не будем поливать, у нас не будет урожая».
Михай Буркэ уверен, что фермерам было бы легче справиться с проблемами даже в таких сложных условиях, если бы государство их поддержало.
«Нам говорят, что государство дает некоторые субсидии. Я не знаю, что они там дают, но я думаю, что производителям нужно, чтобы каким-то образом субсидировали цены за литр молока, а также нужны другие методы. В последние годы сократилось количество крупного рогатого скота, люди не содержат хозяйства, потому что это экономически не выгодно».
Представители Министерства сельского хозяйства утверждают, однако, что в этом году заводчикам крупного рогатого скота, овец и коз, возможно, будут предоставлены дополнительные субсидии.
В настоящее время фермеры получают инвестиционные субсидии на основе документов о строительстве ферм, оснащении их оборудованием, приобретении животных.
«На основании доказательств того, что фермеры владеют животными, они смогут получать деньги за количество животных, которые есть на содержании. Сумма будет рассчитана на каждого животного. Если один собственник содержит сто животных, он будет получать больше, чем тот, у которого их 50. Документ должен быть утвержден и Министерство финансов должно дать оценку той сумме, которую мы запланировали», - говорит Татьяна Нисторикэ, госсекретарь Министерства сельского хозяйства.
Согласно статистике, в Молдове за первые шесть месяцев этого года количество коров сократилось на 14,5 тысяч, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Если в 2019-ом году в период с января по июнь в стране было зарегистрировано чуть более 94 тысяч голов крупного рогатого скота, то в этом году это количество уменьшилось до почти 80 тысяч.