Растениеводство

Инвестировать в здоровье почвы может быть выгодно

Концентрация фермеров на здоровье почвы не нова. Это было главным вопросом на протяжении тысячелетий. Однако сейчас конвенциональное сельское хозяйство в значительной степени полагается на химические удобрения, чтобы компенсировать потерю естественного плодородия почв. И в то время как химические удобрения помогают культурам расти, некоторые факты наводят на мысль, что они одновременно способствуют потере почвой углерода. Питательными веществами удобрений могут питаться как раз те микроорганизмы, которые выделяют углерод в атмосферу. Щедро удобренные «химией» растения также могут выделять в почву меньше углерода, а это разрушает изначальный симбиоз корней растений, почвенных грибов и микроорганизмов.

Служба охраны природных ресурсов Министерства сельского хозяйства США, созданная для решения проблемы ветровой эрозии в 30-х, сейчас подчеркивает важность сохранения углерода в почве. Но одна из особенностей движения за возобновляемое сельское хозяйство, которое ширится сейчас Америкой, - то, что его движущей силой выступает инициатива самих фермеров. Они переживают за углерод в почве не потому, что об этом им говорят министерские чиновники или ученые, а потому, что это помогает им окупать свои затраты.

Пример такого фермера - Дарен Уильямс из Канзаса. Около 20 лет он работал строительным подрядчиком в столице штата, пока кризис 2007 года не оставил его без работы. Он еще подростком работал на семейной ферме, но потом семья сдала все земли в аренду. Поэтому Дарен знал, как трудно фермеру свести концы с концами. Однако его вдохновила статья о фермере и скотоводе из Северной Дакоты, который путем проб и ошибок создал более экономически эффективную систему ведения хозяйства. Суть ее заключалась в том, что если фермер фокусируется на здоровье почвы, а не на урожайности, экономические показатели у него улучшаются - не благодаря росту урожайности, а благодаря уменьшению объемов внесения удобрений и других затрат, что делает тонну продукции дешевле. Дарен Уильямс решил работать по этому рецепту, и если за 3 года он разорится, то больше никогда не станет возвращаться к фермерству.

Но через 3 года он не разорился, а через 7 увидел, что его хозяйствование по-новому приносит экономические дивиденды. Начав с 24 га, сейчас Уильямс обрабатывает 800 и только что докупил еще 80.

Дарен Вільямс на комбайні, яким збирає сою
Дарен Вильямс на комбайне

Например, на одном из его полей он посеял как покровные культуры сорго высотой почти 2,5 м, маш и дайкон. Эти культуры росли в совместном посеве, принося каждый по-своему пользу для почвы. Длинные корнеплоды дайкона разрыхляли почву и подавали питательные вещества к поверхности, сорго сформировало многочисленные корешки, обеспечивая органическое вещество для почвы, а маш аккумулировал азотфиксирующие бактерии. Поле выпасало стадо КРС, дополнительно удобряя почву. На смену этим покровным культурам придут полевые. «Если бы я не придумал этот способ хозяйствования, я бы уже не был фермером», - говорит Дарен Уильямс.

Его поля покрывает мульча из покровных культур, растительных остатков полевых культур и навоза. Она мешает прорастать сорнякам, которые обычно для фермеров в этой местности являются проблемой №1 из-за сформированной многими сегетальных видами резистентности к гербицидам. «У меня не бывает такого, чтобы я не спал ночами, размышляя, как вывести сорняки», - говорит Дарен Уильямс.

Конечно же, обрабатывает он свои поля «по нулю». Минимизация перемещения грунта предотвращает эрозию, потери влаги и оставляет почвенную экосистему - червей, грибы, коренья и прочее - в целом не нарушенной. На одном из соевых полей он демонстрирует структуру почвы - как хорошо проходят сквозь пальцы мелкие частицы. «Это именно то, что нужно», - комментирует фермер. Почву просеяли дождевые черви и довели ее до такого структурного состояния, влага впитывается, но мелкие частицы не вымываются.

Дарен Уильямс отмечает, что климат меняется. Дожди здесь обычно грозовые, ливневые. Но в последние годы таких ливней с грозами меньше, в то же время они стали более интенсивными. «Нужно суметь уловить влагу и законсервировать ее в почве», - говорит фермер.

Сосредотачиваясь на здоровье почвы, он снизил объемы внесения гербицидов на 75%, а удобрений - на 45%. Он не тратится на инсектициды, используя для контроля вредителей полезных насекомых, так же, как на семена ГМ-сортов, устойчивых к гербицидам. Он подсчитал, что тонна сои ему обходится на 20% дешевле, чем его соседям, которые работают по традиционным интенсивным технологиям. При этом урожайность у фермера, по его словам, - одна из самых высоких в графстве. А содержание органического вещества в почве выросло с примерно 2% местами до 3,5%.

А фермер из Северной Дакоты, с которого Уильямс брал пример, повысил содержание углерода в своих почвах более чем в три раза по сравнению с 90-ми годами. Сотрудники сельскохозяйственной исследовательской службы министерства сельского хозяйства США подтвердили, что содержание углерода в почве у него два-три раза выше, чем у его соседей.

Таким образом, эти фермеры показали, что меры по наращиванию содержания углерода в почве могут быть не только полезными для почвенной экосистемы, но и экономически выгодными.

оптимальна структура грунту
Оптимальная структура грунту

Поэтому подобные мероприятия стали получать поддержку на государственном уровне. Так, в шт. Нью-Йорк принят закон, который предоставляет налоговый кредит фермерам, которые добились повышения доли углерода в почве. Закон о здоровье почв принят в шт. Мэриленд. В шт. Массачусетс предложили образовательную программу для фермеров по вопросам повышения содержания углерода в почве. Исследования в этой сфере поддерживают из бюджета в шт. Гавайи, свои проекты по повышению содержания углерода в почве разработали в штатах Колорадо, Аризона и Монтана.

Но наибольшего прогресса в этом направлении достигла Калифорния, где уже в половине графств есть фермеры и скотоводы, которые внедряют технологии, подобные тем, что практикует Дарен Уильямс. И не только фермеры: такие технологии планируют внедрить в Сан-Франциско, где уже работает самая масштабная в стране программа компостирования городских отходов. 

Большую роль во внедрении технологий повышения содержания углерода в почве играет т. н. «Углеродный проект «Мартин» - консорциум скотоводов, ученых и государственных органов, отвечающих за землепользование, созданный еще в 2008 г. Цель консорциума - разработка научно обоснованных технологий повышения содержания углерода в почве. Консорциум создал некоммерческую организацию - Институт углеродного цикла - чтобы помогать фермерам внедрять эти технологии. Для этих целей фермеры могут получать средства из фонда бюджета штата, созданного для уменьшения выбросов углерода в атмосферу.

Важной технологией повышения содержания углерода в почве является компостирование. Однако ряд ученых осторожно оценивают его перспективы, отмечая, что все выводы о содействии компостирования накоплению азота в почве базируется на результатах с несколькогектарного опытного участка и не могут быть автоматически приняты в других почвенно-климатических условиях. Да и сама технология производства компоста энергоемка, а его разбрасывание - трудозатратно. К тому же городские органические отходы могут содержать частицы пластика и стекла.

Зато компоста может быть много. Его источником могут выступать пищевые отходы, в которые в США поступает от 30 до 40% изготовленных продуктов. «Компостом может стать все, что когда-то было живым», - говорят его производители, показывая свои производства, где используются отходы птицефабрик (в том. ч. перья), конский навоз и древесные опилки. При этом компост не воняет тем, о чем все подумали, а имеет приятный запах, чем-то похожий на запах сигар.

«Нью-Йорк Таймс»

Источник: Пропозиція

⚡️ Следите за новостями Agroexpert в ->  Telegram  |  Viber  |  Facebook  |  Instagram  |  News letter!