В последний день февраля, в Кишиневе состоялась ежегодная (девятая по счету) конференция Ассоциаций водопользователей в целях ирригации (AUAI). Рабочая повестка – традиционная: итоги, проблемы, планы и методы их реализации.
Как сообщила в своем докладе для участников конференции Валентина Бадражан, исполнительный директор Фонда устойчивого развития Молдовы, к настоящему моменту в стране создано 35 ассоциаций AUAI, которые администрируют 30 централизованными системами ирригации (находятся на балансе Агентства Apele Moldovei, на контрактной основе переданы в управление AUAI). В 2023 году поставкой воды на сельхозугодья занимались лишь 18 AUAI, остальные следил за сохранностью какого-то имущества, числящегося за системами ирригации. Действующие системы фактически орошали около 7 тыс. га полей и многолетних насаждений – это почти вдвое больше чем в предыдущем году (в скобках напомним, что он не был засушливым, как 2022).
Причин тому, увы, много. Самая главная, ее указывает около 70% опрошенных в ходе внутренних исследований члены ассоциаций AUAI – это слабый экспорт продукции. В данной связи уместно будет напомнить, что летом прошлого года, ближе к уборке урожая семечковых и поздних косточковых фруктов, а также столового виноград, РФ по «санитарно-карантинным показаниям» ввела запрет на импорт из РМ продукции растениеводства. Тотальный запрет продлился не очень долго, во второй половине осени российские власти приоткрыли свой рынок для нескольких десятков поставщиков плодоводческой продукции из Молдовы. Однако, поставки молдавских фруктов и винограда на рынок России широким потоком так и не хлынули – транспортная логистика из-за войны в Украине и энергокризиса все еще очень дорогая, а цены сбыта продукции – недостаточно высокие, чтобы окупить издержки и остаться с прибылью, достаточной хоть на что-то в будущем. А экспорт молдавской продукции на рынки ЕС, Ближнего Востока и Северной Африки хоть и возрос, но упомянутые выше причины тоже «отъедали» большую часть прибыли аграриев и трейдеров.
Вторая по значимости причина, сдерживающая рост земледелия на орошаемых площадях – это большие трудности, с которыми садоводоводы и виноградари сталкиваются при найме сезонных работников на проведение ручных операций (обрезка, уборка урожая и т.п.). Этот лимитирующий фактор упомянули в ходе опросов около 20% фермеров-водопользователей из ассоциаций AUAI.
Есть также и целый ряд иных сложностей, так сказать – производных, «третьестепенных». Как то: сократились доходы – медленней и неохотней начали оплачивать членские взносы и счета за предоставленные услуги водопользователи AUAI; малые фермеры начали подозревать злоупотребления и жаловаться на крупных фермеров-членов ассоциаций; все ассоциации AUAI не спешат создавать резервные фонды. А они – важный фактор устойчивости (сдерживание тарифов, амортизации активов) и развития (инвестиций в модернизацию систем).
А модернизация необходима, даже тем десяти централизованным системам ирригации, которые были реабилитированы шесть-семь лет назад в рамках программы Compact, финансируемой Корпорацией США «Вызовы тысячелетия». В частности, учитывая то обстоятельство, что в тарифе на воду для орошения до 60% составляют затраты на энергоресурсы, системы ирригации нуждаются в оснащении энергоэффективным оборудованием: солнечными панелями, ветрогенераторами и т.п. Кстати, в ходе конференции AUAI директор Проекта «Конкурентоспособность и сельская устойчивость Молдовы» USAID Бенжамин Торик пообещал членам ассоциаций водопользователей помощь в таких проектах.
⚡Следите за новостями Agroexpert в -> Telegram | Viber | Facebook | Instagram | News letter!