Уходящий 2022 год, с точки зрения погодных условий, рыночной конъюнктуры, государственной политики, был очень неоднозначен для сельского хозяйства и пищевой промышленности Республики Молдова. В итоге образовалась достаточно различная финансово-экономическая ситуация у малых и крупных сельхозпроизводителей, а также у хозяйств, специализирующихся в той или иной отрасли агропромышленного сектора нашей страны. О причинах, последствиях и возможностях выравнять возникшие отклонения редактор AGROEXPERT побеседовал с руководителем S.R.L. AGRO-SZM Виктором Хропотинским.
– Возглавляемое Вами сельхозпредприятие – одно из крупнейших свекловодческих хозяйств Молдовы. То есть сырьевой флагман отрасли, на которого, так или иначе, равняются все ее операторы-аграрии. С Вашей позиции, какой видится ситуация в молдавском свекловодстве?
– Думаю, в Молдове многие знают: как предприятие мы рождены материнской компанией Südzucker Moldova, чтобы производить сахарную свеклу. Это одна из самых капиталоемких технических сельхозкультур, при этом она выращивается у нас в стране без целевого субсидирования со стороны государства, поэтому свекловодам приходится рассчитывать только на себя и на смежников-сахаропроизводителей. Сахарная свекла – одна из самых рентабельных культур, конечно, в случае применения интенсивных агротехнологий (а иначе ее нет смысла выращивать). И я думаю, другие свекловоды это подтвердят.
Вместе с тем высокие инвестиции в свекловодство, особенно в нынешней ситуации резкого подорожания всех производственных ресурсов, сопряжены с высокими многофакторными рисками. Из них самый главный – трансформация климата, участившиеся засухи. Мы это осознаем, адаптируемся к меняющимся условиям и получаем обнадеживающие результаты. Даже в нынешнем засушливом году мы получили свеклы более 45 т/га. И тем не менее, некоторые свекловоды, даже весьма успешные, не хотят рисковать и много вкладывать в свекловодство. Это не исключительно молдавская ситуация. Как и в РМ, сельхозпроизводители южных регионов Украины тоже ориентируются на преимущественное производство другой технической культуры – подсолнечника, как основы агробизнеса. Это плохо для плодородия почв, из-за перекраивания севооборотов угрожающе растут риски. Мы ходим по краю и можем рухнуть в экологическую пропасть.
Мы, к сожалению, наблюдаем, как с каждым годом снижается площадь посевов сахарной свеклы, которая прежде была основой севооборотов в полеводстве севера Молдовы. Поэтому мы тем более концентрируемся на задаче выращивать всё больше и больше сахарной свеклы. Один из главных вопросов, которые мы решаем, – это расширение площадей, вовлеченных в свеклосахарный севооборот. В прошлом году у нас под сахарной свеклой было 2700 га, в этом – 3100 га, мы планируем посеять ее на 3500 га. Уже три-четыре года AGRO-SZM – крупнейший производитель сахарной свеклы в стране.
Но, конечно, наше предприятие живет «не свеклой единой». У нас четырехпольный севооборот, важнейшая культура помимо сахарной свеклы, конечно, пшеница. Ее выращивание никогда не бывает убыточным. У нас в этом году было 6500 га под пшеницей, на 2023 год отведено под эту культуру 7500 га. Пшеница способствует улучшению состояния почвы. Плюс ради повышения плодородия почвы мы выращиваем сою. Благодаря этому мы можем без особого риска ставить в севооборот подсолнечник и кукурузу.
– Помимо севооборота на какие еще элементы агротехнологий выставляет акценты возглавляемое Вами хозяйство?
– Первое – регулярные анализы, правильные методы фертигации и схемы питания растений. Как минимум необходимо полноценное обеспечение посевов классическим комплексом NPK, хотя, конечно же, для лучших результатов потребуется много больше.
Второе – современное и качественное проведение работ. С этой целью мы закупали изначально лучшую сельхозтехнику и продолжаем модернизировать наш парк машин и агрегатов. Чем лучше качество техники, тем выше ее фактическая производительность, тем меньше персонала понадобится для ее обслуживания (при этом, безусловно, необходимо работать над повышением квалификации и мотивации механизаторов).
Третье – критически необходимо постоянно совершенствовать уровень знаний в области защиты сельхозугодий от всех патогенов. К примеру, если прежде однократная обработка посевов пшеницы фунгицидами у молдавских аграриев считалась едва ли не подвигом, то сейчас для многих результативных агрохозяйств обязательная предпосевная протравка семян и двух-трехкратная обработка зерновых фунгицидами – это норма. Также на пшенице стало нормой применение гербицидов.
Кстати, в этой связи необходимо отметить, что наше хозяйство использует только оригинальные препараты, мы принципиально отказались от генериков – по двум причинам. Во-первых, всемирно известные разработчики-производители СЗР обладают в своем ассортименте уникальными, не имеющими аналогов продуктами, способными эффективно решать самые сложные фитосанитарные проблемы. Например, у компании Corteva Agriscience мы приобретаем гербицид Pallas, уникальный препарат, показывающий очень высокую эффективность против одного из самых злостных злаковых сорняков на пшеничных полях РМ – костера безостого. И подобные примеры – система, а не исключения из нее. Во-вторых, оригинальные продукты – это и гарантированный эффект на полях, и, в случае следования рекомендациям, гарантированное отсутствие остатков пестицидов в продукции, которую мы, между прочим, не только реализуем на внутреннем рынке, но и экспортируем. А это еще и ответственность за имидж нашей страны – как надежного, безопасного поставщика агропродовольственной продукции на мировом рынке.
– Каковы главные факторы, сдерживающие рост и модернизацию сельхозпроизводства в РМ?
– Я бы хотел остановиться на проблеме, которую всем нам создала война в Украине. Молдова оказывает содействие стране-соседке в преодолении катастрофического гуманитарного и экономического воздействия боевых действий. Наши границы открыты и для украинцев, и для украинских товаров, в частности, агропродовольственной продукции. Не вся она проходит через территорию нашей страны транзитом, некоторая ее доля оседает на складах и полках магазинов. По широкому спектру причин эти товары продаются на десятки процентов дешевле, чем себестоимость аналогичных товаров, произведенных в Молдове. Особенно это относится к зерновой и масличной группе. В результате у многих крупных молдавских сельхозпредприятий, таких как наше, на складах остается нераспроданной не менее 60–80% сельхозпродукции. Между тем подавляющее большинство таких хозяйств функционируют за счет банковских кредитов, которые необходимо своевременно обслуживать и возвращать. А ведь мы с вами знаем, каковы сегодня проценты по кредитам и как эта ситуация влияет на наше финансовое состояние.
К великому сожалению, мы живем в реалиях дорожающих кредитов, двузначной инфляции, растущей себестоимости производства практически всех отечественных товаров. При этом рост потребительских цен, продовольственной инфляции отчасти сдерживается за счет дешевого украинского импорта. Но из-за него же аграрии не в состоянии продать свою продукцию хотя бы с минимальной маржой, приобрести необходимые производственные ресурсы, поднять зарплату наемным работникам.
AGRO-SZM – высокоэффективное хозяйство. В прошлом году мы получили миллионы евро чистой прибыли. Но из-за погодных и экономических коллизий мы рискуем закрыть нынешний финансовый год с миллионами леев убытков. И если мы, крупные сельхозпроизводители, имея солидный запас прочности, испытываем неимоверные трудности, то для остальных аграриев сложившееся положение вещей может завершиться катастрофой.
– Вроде бы, Минсельхозпищепром (MAIA) и правительство в целом обещают помочь…
– (В.Х.) Мы стараемся вести диалог по этой проблематике на уровне правительства. Лично мое предложение на всех встречах в министерствах и ведомствах: распределите хоть небольшую часть Национального фонда развития сельского хозяйства и села в форме адресных субсидий на каждый гектар сахарной свеклы.
Нам говорят: бюджетных средств мало. Поэтому основную их долю стремятся предоставить микро- и малым фермерам, по сути – обеспечить им некую форму социальной поддержки. Но обеспечит ли эта категория процесс инвестирования, масштабный рост и модернизацию сельхозпроизводства? Или, наконец, повышение налоговых сборов?
В прошлом году наше хозяйство уплатило много миллионов леев налогов. А власти, к примеру, исключили из списка субсидируемых товаров мощные тракторы и комбайны, которые жизненно необходимы крупным сельхозпроизводителям, выращивающим полевые культуры, в том числе сахарную свеклу, на сотнях и тысячах гектаров. Наше хозяйство в принципе ничего не получило в этом году из фонда субсидирования. Сельхозпредприятиям, подобным нашему, придется разделить хозяйство на несколько обособленных частей, чтобы с какими-то шансами претендовать на субсидии.
Предположим, в таком режиме крупные агрохозяйства смогут проработать еще год-два, пока не выработают все ресурсы. Но никто не сможет выдержать больше, работая без прибыли и шансов на развитие, повышение конкурентоспособности. И что будет потом?
Сегодня многие из накопившихся проблем агропромышленного сектора способно решить только политическое руководство страны. Для этого необходима, во-первых, политическая воля (к примеру, чтобы обеспечить транзит, но не бесконтрольный приток на внутренний рынок РМ дешевых украинских товаров); во-вторых – обеспечить путем, возможно, межгосударственных соглашений приток в страну сравнительно недорогих производственных ресурсов для сельского хозяйства: удобрений, топлива и др. В общем, «дайте нам удочку, и мы сами себя прокормим».
⚡Следите за новостями Agroexpert в -> Telegram | Viber | Facebook | Instagram | News letter!