Agroexpert продолжает публиковать отклики операторов зернового рынка РМ на идею ограничить экспорт пшеницы урожая прошлого года.
Игорь Тагадюк, исполнительный директор предпринимательского кооператива Agrostoc:
«Ситуация на рынке зерновых сложилась очень непростая. Наша компания сейчас сосредоточена на продаже кукурузы и подсолнечника, особенно первой из упомянутых сельхозкультур, т.к. её запасы на складах сельхозпредприятий и трейдинговых компаний ещё очень велики. А вот что касается пшеницы, то наш кооператив принял решение взять паузу. Пока будем только отслеживать развитие ситуации на внешних рынках, следить за эволюцией экспорта в Причерноморском регионе.
Понимая неопределенность и даже деликатность ситуации, мы пока не подписываем новые контракты, не берём на себя новые обязательства. Время наверстать у нас ещё есть: продовольственную пшеницу урожая прошлого года обычно покупают до конца апреля – начала мая. И только потом продажи останавливаются в ожидании поступления на рынок зерна нового урожая. В нынешнем году прогнозировать будущий объём товарной пшеницы сложно из-за очень непростых погодных условий. Но, в принципе, я согласен с мнением ряда экспертов, считающих, что средняя урожайность пшеницы в целом по стране будет колебаться на уровне 2,5 т/га.
Однако, даже если этот умеренный прогноз оправдается, возникнет довольно неоднозначная реальность. С одной стороны, я понимаю, что у всех операторов зернового рынка должна присутствовать гражданская ответственность – мы не вправе в сложный для страны период рассчитывать и стимулировать рост цен на зерно. Но, с другой стороны – если урожайность на уровне тех же 2,5 т/га при низких ценах окажется на грани рентабельности, то в краткосрочной перспективе бизнес аграриев может не выдержать нагрузки со всех сторон. На месте любого сельхозпроизводителя, получившего 2,5 т/га, я бы не спешил продавать зерно, а заложил бы его на хранение – длительное, на столько, на сколько позволяют обстоятельства. Ведь проблема с урожаем из-за сложных погодных условий существует не только у нас, а у всего региона.
На будущий урожай пшеницы отрицательно повлияли два очень важных фактора. Во-первых, это накапливающийся последние три-четыре года дефицит влаги. Этот фактор особенно жёстко ударит по тем производителям, которые, вопреки рекомендациям экспертов, до сих пор практикуют традиционную технологию обработки земли – пахоту с отвалом пласта. Боюсь, для них нынешние погодные условия будут просто «концом света». В тех хозяйствах, которые не пахали и проводили прямой сев, где осуществлялась поверхностная обработка почвы, думаю, ситуация будет лучше точно на 20-30%, с точки зрения урожайности. А значит тот, кто вовремя и правильно сориентировался в выборе агротехнологий, сегодня будет чувствовать себя лучше. Таких уже немало, но это далеко не все аграрии.
Второй проблемой стали заморозки прошлой недели. На севере Молдовы температура падала в ночное время до минус 10-12 градусов Цельсия. Вымерзло очень много полей озимых, особенно сортов западноевропейской селекции. А вот сорта пшеницы украинской и румынской селекции показали себя неплохо - вымерзание на уровне не более 5-7%.
Резюмируя, могу сказать, что перспектива нас ждёт мрачноватая и непонятная. А раз так, то пока мы не будем предпринимать никаких действий относительно пшеницы. Очевидно, что проблема с продовольственной безопасностью существует, а значит, у нас должна, всё-таки, быть некая ответственность. И мы сознательно идём на ограничения и саморегуляцию, отсрочиваем и ограничиваем экспорт продовольственного зерна – чтобы не провоцировать рынок и власти на резкие действия».