Длительные вегетационные периоды осени и плотный севооборот с частым возвратом рапса на прежнее место выращивания создают предпосылки для инфицирования растений рапса фомозом ( Phoma lingam ). К тому же возбудителю характерны многие различные источники воспроизводства инфекции в течение длительного периода (инфицированная стерня рапса и его падалица в этом же поле, наличие пикнид на листьях у культурных посевов), что затрудняет контроль и борьбу с ним. Для решения этой проблемы в компании DSV советуют выбирать RLM-гибриды рапса.
Об этом пишет agrotimes.ua.
Распространение спор (аскоспор) с помощью ветра происходит на больших расстояниях в течение длительной части вегетации озимого рапса. Присутствующая влага в виде капель на растениях является залогом для инфицирования. Также способствуют этому любые повреждения вредителями (укусы), морозные или вследствие механического действия трещины на стебле и корне.Благодаря спорам возбудитель проникает в лист через устьица, со временем врастая через черешок движется к стеблю, колонизируя сосудопроводящую систему растения. Внешние проявления сперва мы можем наблюдать на листьях – позже на стеблях, корневой шейке и корне.
Селекционно на сегодняшний день достигнут немалый успех в создании и отборе достаточно стабильных по производительности и резистентных к Phoma lingam ( Leptosphaeria maculans – наиболее вредоносной формы) гибридов. Благодаря резистентным типам RLM-гибридов рапса к наиболее вредоносным формам Leptosphaeria maculans, мы гарантированно получаем растения практически с отсутствием негативного действия гриба в растении.
Но возможно ли при выборе RLM отказаться от использования фунгицидов в системе защиты культуры (триазолов в основном) или достичь занижения норм внесения, как в осенний, так и в весенний период развития? Первый весомый и один из немногих аргумент против отказа от использования триазолов – появление новых, более агрессивных форм Phoma lingam , с которыми в будущем продуктам из RLM будет все труднее и труднее противодействовать.
То есть RLM необходимо воспринимать как вспомогательный инструмент для повышения эффективности использованного фунгицида, где на генетическом уровне растение рапса не дает полностью (на 100%) реализовать свой потенциал возбудителю заболевания, выделяя токсичные продукты жизнедеятельности в семье. Коммерческой выгодой при существующих экономических условиях может стать то, что эффективный контроль здесь может осуществляться с помощью однокомпонентных фунгицидов-морфорегуляторов (на основе тебуконазола или метконазола), которые вдобавок хорошо укрепляют основу стебля при этом.
А как правильно действовать, если в условиях короткого севооборота выбраны не RLM- наличные гибриды? Естественно, в чертах частенько встречаются слова: «высокая полевая толерантность к Phoma lingam » . Она при отсутствии севооборотного давления работает достаточно хорошо, а вредоносность от возбудителя незначительна или мало заметна.Однако в условиях коротких и плотных севооборотов однокомпонентных фунгицидов-морфорегуляторов не всегда может быть достаточно, поэтому более эффективными могут оказаться продукты, где сочетается синергизм действующих веществ на основе противооконазола или прохлораза, как пример.