Национальное бюро статистики РМ опубликовало информацию о сельскохозяйственных результатах в 2023 году, в том числе данные о поголовье животных и производстве молока. На основе этих данных можно сделать два осторожных вывода: первый – процесс деградации молочного животноводства замедляется; второй – растущий объем государственного субсидирования, в том числе прямые платежи «на каждый килограмм молока», поступившего на промпереработку, дают позитивный эффект.
Глава Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности (MAIA) Владимир Боля, рассуждая о многообещающих трендах в агропромышленном секторе, отметил, что в 2023 году инвестиции в молочные фермы возросли до 280 млн леев, а производство молока увеличилось с 23 тыс. до 44 тыс. тонн на промышленных молочных фермах и до 200 тыс. тонн в фермерских хозяйствах и домохозяйствах населения. При этом ежегодная потребность внутреннего рынка в молоке (сырье) оценивается в 568 тыс. тонн. То есть более половины этой потребности удовлетворяется за счет импорта готовых молочных продуктов и в гораздо меньшей мере – молочного сырья. Значит, потенциал для роста отечественного молочного производства (хотя бы в формате импортозамещения) огромен.
Определенные позитивные сдвиги в сфере производства молока признают и операторы этого сектора. Как утверждает Каролина Линте, исполнительный директор Ассоциации производителей молока и молочных продуктов Lapte, опрос менеджмента молочных фабрик показывает, что в среднем объем закупок сырого молока нынешней зимой (то есть в период сезонного спада предложения) вырос по сравнению с показателями предыдущих лет примерно на 10%.
На первый взгляд, немного. Однако в отношении некоторых фабрик это означает увеличение поступления молока на переработку на десятки тонн ежедневно. И даже такой, казалось бы, небольшой прирост предложения сырья обеспечивает некоторым фабрикам «гибкость выбора», а именно возможность предпочесть поставки с более–менее крупных (стабильных) ферм и / или пунктов заготовки молока. Но, как отмечают в ассоциации, это вовсе не означает, что какая-то доля молока, поставляемого от малых фермеров или заготовительных пунктов, не находит покупателя. Молокопереработчики по-прежнему стараются собрать всё сырье, которое может предложить «первичка».Тем не менее даже небольшое «оживление» предложения стимулирует процесс внутренней реорганизации и сырьевого сектора, и производства конечных продуктов. К примеру, некоторые производители задумываются о наращивании или возобновлении производства таких молокоемких продуктов, как сыры, творожные пасты и сливочное масло.
По мнению Каролины Линте, нынешняя модель прямых платежей «на килограмм молока», очевидно, благоприятно влияет на количество предлагаемого на переработку молока, но вместе с тем пока мало отражается на качественных характеристиках сырья. Этот аспект проблемы еще предстоит тщательно проработать, в том числе на уровне улучшения модели субсидирования молочного сектора сельской экономики РМ.