Несколько недель кряду продовольственный рынок Молдовы перестраивается в кризисной логике «ажиотаж-дефицит», с выходом на стабильно прогрессирующий рост цен. Дорожает все, или почти все. Но что самое тревожное, даже пугающее – это «военная иерархия продовольственных приоритетов», в первую очередь исчезают/дорожают соль, сахар, постное масло, тушенка. В «топ исчезающих видов» уже попала импортная соль. Отечественное подсолнечное масло и сахар «держат фронт», но его прорывы на отдельных участках случаются. Так, на уходящей неделе некоторые розничные торговцы предприняли попытку увеличить сахарные ценники сразу на 2-4 лея/кг, в отдельных вопиющих случаях – выше 20 леев/кг.
Экивоки ритейлеров в сторону сахаропроизводителей последние дезавуируют. Председатель отраслевого союза UPZM и спикер правления компании Sudzucker Moldova Александ Косс отмечает, что повышение заводских оптовых цен на сахар действительно состоялось – однако лишь на несколько десятков банов на килограмм. Соответственно, даже если к этому прибавить маржу дилеров-оптовиков и установленную чрезвычайной комиссией на время ЧП максимально допустимую розничную наценку в 20%, то потолочная цена на сахар в магазинах не должна превышать 18 леев/кг. То есть, все что свыше – от «лукавого продавца», то есть, не легально.
При этом Александр Косс напоминает, что тем же решением Комиссии по чрезвычайным ситуациям на время ЧП введен запрет на экспорт сахара. Иными словами, продажи сахара на внутреннем рынке – единственный источник доходов для сахаропроизводителей.
А «на носу» - посевная кампания, в преддверии которой сахарным компаниям необходимо оказать аграриям стимулирующую материально-техническую поддержу, иначе они сахарную свеклу – технологически требовательную, капиталоемкую и капризную «царицу полей» северных районов Молдовы – попросту не посеют. Кроме того, сахаропроизводителям заблаговременно стоит позаботиться о подготовке заводов и снабжении их импортными ресурсами (кстати, привет инфляции и дорожающим по воле НБМ банковским кредитам) к предстоящему сезону переработки сырья. Следовательно, легкое перераспределение средств от потребителей к аграриям и переработчикам через цены на сахар в любом случае было неизбежно.
В этом смысле, видимо, можно сделать неприятный вывод: временный запрет на экспорт сахара из РМ не работает, ну, или работает недостаточно, либо не совсем так, как задумывали его инициаторы. Ажиотажный спрос возник, повышение цен – случилось, причем один процесс стимулирует другой. Но это до тех пор, пока процесс не упрется в заботливо установленный властями «ценовой потолок» и пределы покупательской способности потребителей. Затем может пойти обратный процесс, то есть сахар действительно начнет исчезать из розницы. Поскольку у его продавцов может возникнуть соблазн попридержать товар до времени легального роста цен на него. Да и какое-то количество потребителей просто перестанут покупать, а производителей – производить (еще один привет НБС и благодарность его политике обуздания инфляции).
От редакции AgroExpert.md: в сложившейся ситуации, наверное, логично было бы «приоткрыть крышку и подвыпустить пар». То есть, оценить товарные запасы сахара (сахаропроизводители утверждают, что их с лихвой хватит до момента поступления на рынок сахара из свеклы нового урожая) и, возможно, вместо тотального запрета установить квоты на экспорт, пусть небольшие. Тогда операторы свеклосахарного комплекса перед новым сезоном пополнили бы оборотные средства, в более-менее твердой валюте. И хотя бы некоторые причины роста цен на сахар на внутреннем рынке утратили бы актуальность.
⚡️Следите за новостями Agroexpert в -> Telegram | Viber | Facebook | Instagram | News letter!