По результатам проверок составлено 104 предписания для устранения выявленных недостатков в определенные сроки. А в случае тяжких нарушений (которые представляют угрозу жизни, здоровью, окружающей среде или имуществу) было составлено 19 протоколов с решением о наложении штрафов. Их общая сумма насчитывает более 85 тысяч леев, передает logos.press.md
Государственная инспекция по надзору над алкогольной продукцией перешла под крыло ANSA в 2018 году. Как сообщил начальник управления Андрей Гурин, с тех пор третий год существует программа по мониторингу и надзору в области контроля безопасности и качества винодельческой продукции, производимой в Молдове и импортируемой. Такая работа проводилась и раньше, но в меньших масштабах. Когда инспекция существовала при минсельхозе, за счет государственных средств делали анализы в местной лаборатории.
В 2015 году из Чехии сообщили, что при импорте в страну молдавских виноматериалов в них обнаружили воду экзогенного происхождения. Потом в течение трех-четырех лет чехи проводили мониторинг качества импортируемых из Молдовы вин, и больше претензий к ним не возникало. Такие проверки делались всех вин, ввозимых в Чехию из других стран, потому что 80% вина на чешском рынке – не местного. И по винам из Испании, Франции, особенно наливом, тоже были определенные проблемы. Согласно чешскому законодательству, если инспекция на таможне не отобрала пробы из ввозимой партии вина наливом, тогда оно транспортируется на винзавод, где в течение 10 дней у него длится период ожидания. За это время могут приехать инспекторы, чтобы отобрать пробы. Если проверяющие не появились, то через 10 дней вино разрешается использовать. За обнаруженную в вине добавленную воду установлен штраф в размере 100 тыс. евро.
«Когда возникли претензии к нашим винам в Чехии, мы обсуждали вопрос о покупке оборудования, чтобы иметь возможность выполнять такие анализы в Молдове. Но оно стоит очень дорого, плюс необходимо тратиться на его содержание. Поэтому было принято решение о том, чтобы анализы по натуральности вин делать за рубежом. В мире насчитывается 22 аккредитованные лаборатории, которые могут определять эти показатели. Ближайшие аккредитованные лаборатории находятся в Румынии – в Рымнику-Вылче и Клуже. Мы выбрали в Рымнику-Вылче. Туда также на анализы присылают и продукцию из Болгарии и Греции. Проверяем вина не только на содержание добавленной воды, но и на происхождение сахара, т.к. в технологическом процессе запрещается использовать свекловичный сахар, для подслащивания вин разрешается только вакуум-сусло. Такие случаи встречались после вступления в силу в 2015 г. технического регламента «Организация виноградно-винодельческого рынка». Также этим техрегламентом запрещается использование спирта не виноградного происхождения для крепления ликерных вин. Однако иногда в них определяется 10-20% зернового или свекловичного спирта. Скорее всего, это больше объясняется неграмотностью персонала, т.к. не нужно дистиллировать гущу и дрожжи, которые являются отходами винодельческого производства, и смешивать с дистиллятом, который направляется на крепление ликерных вин. Спирт, получаемый в результате брожения свекловичного сахара, в лабораторных испытаниях будет определен как свекловичный. К счастью, в последнее время такие случаи встречаются меньше. А если находим, то штрафуем, т.к. это считается несоблюдением нормативных документов о производстве алкогольной продукции, за что полагается штраф от 9 тыс. до 18 тыс. леев. Если сумма штрафа минимальная, предприятие имеет право, заплатив в течение трех дней, уменьшить его наполовину. А за реализацию фальсификата полагается от 18 тыс. до 25 тыс. леев» - говорит Андрей Гурин.
В течение 2020 года в ходе госпроверок в рамках упомянутой программы по мониторингу и надзору было отобрано и подвергнуто лабораторным испытаниям 136 проб виноградно-винодельческой и другой алкогольной продукции. Из них 24 образца были отправлены в аккредитованную лабораторию в Румынии для определения показателей натуральности. Однако ни в одной пробе не было обнаружено экзогенной воды. В ликерных винах и дивинах определяли ботаническое происхождение алкоголя. По этому показателю не соответствовали четыре образца. Сладкие вина подвергались испытаниям на ботаническое происхождение сахаров, и успешно прошли проверку.
В целом из общего числа проанализированных за год образцов (136 штук) восемь продуктов, или 6%, не соответствовали по показателям безопасности и качества. На реализацию этой программы в 2020 г. было израсходовано около 120 тыс. леев, в том числе на анализы показателей натуральности, проведенные за рубежом, потрачено около 3380 евро.
В 2021 году в рамках программы по мониторингу и надзору планируется протестировать более 180 проб. На лабораторные исследования выделен бюджет в размере порядка 170 тысяч леев, из которых 3634 евро будет направлено на определение показателей натуральности.
Многие в отрасли говорят, что в Молдове необходимо иметь свое оборудование для определения показателей натуральности. Особенно это становится актуальным с ростом импорта виноматериалов после сниженного урожая винограда в 2020 г. при наличии внутреннего рынка балка. Местные производители, не доверяя своим коллегам, везут сырье издалека. Если бы в нашей стране была возможность делать такие испытания, это бы дисциплинировало производителей.
Директор Центральной лаборатории по тестированию алкогольной/ безалкогольной и консервированной продукции Лучия Герделеску сообщила, что для определения содержания экзогенной воды в вине необходимо провести лабораторные испытания методом масс-спектрометрии. Такое оборудование очень дорогое – 500-800 тыс. евро. Кроме того, для его установки необходимо специально обустроенное помещение с соблюдением определенных условий, а для работы оборудования требуется использовать один баллон гелия в день, который придется импортировать. Его стоимость составляет 14 тыс. леев. По некоторым оценкам, обслуживание оборудования обойдется не менее 2-3 тыс. леев в день.
Внедрение и применение этого метода довольно сложны и требуют участия ученых. Ранее в этом направлении предпринимались некоторые усилия совместно с коллегами из Академии наук, но они не увенчались успехом. Поскольку определение этого показателя является добровольным и запрашивается только соответствующим органом, чтобы определить натуральность вина, то спрос на этот анализ будет очень небольшим - максимум 150 анализов в год. Например, в 2020 г. в Национальном научно-исследовательском институте криогенных и изотопных технологий в г. Рымнику-Вылча по данному показателю было протестировано всего около 30 образцов молдавских вин.
Поэтому, по мнению Лучии Герделеску, покупка оборудования и внедрение метода определения экзогенной воды в вине не имеет экономического обоснования. Также следует отметить, что статус лаборатории изменился с госпредприятия на государственное учреждение. То есть оно не получает прибыли и, соответственно, у него нет возможности для приобретения такого оборудования.
По словам Андрея Гурина, если в Чехии, когда винзавод импортирует балк, у него период ожидания составляет 10 дней, то у нас это невозможно. При отправке образцов импортных виноматериалов в Румынию результатов приходится ждать три месяца. Предприятие, которое привезло сырье, не может столько ждать, не используя его. Например, во Франции объединения производителей создают свои лаборатории. В Молдове тоже можно было бы приобрести оборудование для определения показателей натуральности за счет средств, собранных в фонде винограда и вина.
⚡️Следите за новостями Agroexpert -> в Telegram!