О главных темах сельского хозяйства – земле, воде, субсидиях и фермерстве – редактор AGROEXPERT побеседовал с Виорелом Герчу, главой Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности (MAIA).
– В течение нескольких месяцев как-то очень незаметно для широкой общественности прошла реорганизация Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды (MADRM). Каковы мотивы этой акции?
– Возможно, для широкой общественности реорганизация министерства прошла незаметно. Но если судить о процессе «изнутри», будучи в него вовлеченным, то картина видится совершенно иначе. Разделение бывшего Министерства сельского хозяйства, регионального развития и окружающей среды (MADRM) соответственно на Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности (MAIA), Министерство окружающей среды (ММ) и Министерствоинфраструктуры и регионального развития (MIDR) потребовало много времени и усилий персонала. Я считаю, что прежнее объединение этих трех государственных учреждений, пусть и курирующих смежную тематику, в одно «суперминистерство» было излишне амбициозным и, по большому счету, ошибочным. Сконцентрировавшись на решении более узких, конкретных задач три министерства добьются более ощутимых результатов.
Я также очень удовлетворен тем, что в названии и органиграмме MAIA появилась синтагма «пищевая промышленность». В данный момент кураторством этого важнейшего, но до последнего времени обделенного вниманием властей, сектора национальной экономики в системе обновленного министерства занято специализированное управление. Сегодня в нем работают лишь два специалиста – по одному на секторы переработки продукции растениеводства и животноводства. Надеюсь, что со временем управление расширится численно и поднимется в статусе до ранга департамента, поскольку спектр задач по поддержке и развитию пищепрома у нас в стране широчайший. Ведь именно у этого сектора основной потенциал создания добавочной стоимости, рабочих мест, валютных поступлений от экспорта. Внешние поставки одного только сельхозсырья экономическое и социальное развитие стране не обеспечат.
– Лет пять-шесть Минсельхоз РМ поощрял созыв и принимал участие в диалоге с межотраслевыми неправительственными организациями сельхозпроизводителей, переработчиков и потребителей – в формате Советов по товарным линиям. Считаете ли Вы возможным и полезным возобновление подобного взаимодействия с организациями аграриев, производителей продуктов питания, трейдеров?
– Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности (MAIA) уже включилось в этот процесс. В частности, сотрудниками министерства была инициирована и проведена серия дискуссий с ассоциациями животноводов и производителей продуктов животного происхождения. Когда страна находилась в острой стадии энергетического кризиса, министерство оказало всевозможное содействие, чтобы энергоемкие пищевые предприятия, в частности сахаропроизводящие, получили, по возможности, доступ к необходимым им ресурсам газа. Наверняка, консультации по этой и другим важнейшим проблемам будут периодически вестись с субъектами консервной, хлебопекарной промышленности и др. Нам всем необходим постоянный и конструктивный диалог, чтобы экономические и социальные решения на правительственном уровне были согласованы с общественностью и сбалансированы.
– Субсидирование – важнейший инструмент реализации политики государства в сельском хозяйстве. Что изменится в этой сфере в 2022 году?
– На 2022 год бюджет Национального фонда развития сельского хозяйства и села определен в размере 1,5 млрд. леев. Задолженности по авторизованным субсидиям сельхозпроизводителям за текущий год оплачены (или будут оплачены при первой возможности). Но кабинет министров твердо намерен исключить возможности их накопления в будущем. К сожалению, вероятно, бюджетного фонда-2022 будет недостаточно для полного покрытия спроса на субсидирование сельскохозяйственного развития. Однако, я надеюсь, как только появятся возможности, бюджет фонда будет пополнен.
Ранее правительством были внесены поправки к Закону о принципах субсидирования развития сельского хозяйства. В результате на законодательном уровне доступ к финансированию по линии этого фонда получили научные учреждения агропромышленного профиля. Также в законопроект заложены основы для более широкого вовлечения в систему государственного стимулирования инвестиций микро- и малых сельхозпроизводителей продуктов с высокой добавленной стоимостью, особенно из сектора животноводства.
Теперь же Министерство MAIA в сотрудничестве с подведомственными агентствами планирует изменить регламент распределения средств Национального фонда развития сельского хозяйства и села. Корректировка регламента субсидирования будет нацелена не только на более активное финансирование приоритетных направлений в сельском хозяйстве, но и на содействие определенным категориям аграриев. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что Министерство MAIA считает всех сельхозпроизводителей, независимо от их категории, равноценными и важными. Однако в существующих рыночных и социальных реалиях имеет смысл признать, что микро- и малые фермеры обладают меньшими возможностями и потенциалом конкурентоспособности, чем крупные сельхозпредприятия. Соответственно они нуждаются в большем внимании и поддержке со стороны государства. Технически реализовать эти устремления, конечно, не просто. Поэтому сейчас я бы не хотел говорить о конкретной пропорции, лимитах субсидирования для тех или иных категорий сельхозпроизводителей. На данном этапе мы находимся в процессе непростого диалога с экспертным сообществом и представителями организаций аграриев по широкому спектру вопросов в связи с изменением регламента субсидирования. Но важно учесть, что уже на уровне утвержденных правительством поправок к Закону о субсидировании заложен принцип саморегулирования: если какой-то из категорий не будет выбран лимит субсидий, невостребованные средства станут доступны для другой категории бенефициариев.
– Какие приоритеты развития сельского хозяйства будут особо отмечены в обновленном регламенте распределения субсидий?
– Важный аспект развития всего агропромышленного комплекса РМ – модернизация инфраструктуры качества. Потребителям, как в Молдове, так и за рубежом, необходимо предлагать только качественную продукцию. Это основа конкурентоспособности на любом рынке современного мира. Практика показывает, что ангажировать высококлассных специалистов, производить и экспортировать высококачественную продукцию фермерам лучше удается в составе маркетинговых групп, предпринимательских кооперативов и аналогичных объединений. Ассоциирование и менеджмент качества – это два взаимосвязанных направления, которые также будут одним из важнейших направлений модернизированной системы субсидирования сельского хозяйства РМ. Группам сельхозпроизводителей высококачественных продуктов будут предложены очень значительные дополнительные субсидии.
– В последнее время в аграрной среде говорят о планах правительства изменить систему кредитования фермеров, в частности путем учреждения государственного гарантийного фонда. Подобные нововведения возможны?
– Проблема кредитования аграриев – вечная. У нас уже есть немало работающих механизмов, таких, как помощь фермерам со стороны ассоциаций-контракторов MAIA в процессе подготовки бизнес-планов, пакета документов для финансовых организаций. Есть также донорские проекты, вроде Livada Moldovei, которые открыты к взаимодействию с сельхозпроизводителями даже малых масштабов. В правительстве действительно обсуждается возможность создания единого госфонда гарантирования кредитов для частных предприятий. Возможно, в будущем появится обособленная опция предоставления госгарантий при банковском кредитовании именно сельхозпроизводителей, в том числе микро- и малых фермеров.
– Нынешний год был на удивление «водным». Но уже осенью 2021 года стало очевидно, что будущий сельхозсезон вряд ли окажется очень благоприятным, с точки зрения количества и хронологического распределения осадков. Какие идеи в сфере ирригации намерен предложить MAIA?
– 2021 год действительно порадовал обилием осадков и рекордным урожаем зерна, в частности пшеницы – около 1,5 млн тонн. Это отрадно для всех. Но следующий сельхозсезон, видимо, будет иным. В Молдове уже более трех месяцев не было хороших дождей. Поэтому из традиционно отводимых под озимые 300 тыс. га с лишним фактически засеяно не более 2/3. Всхожесть на большинстве посевов слабая; не исключено, что после перезимовки их придется пересеять. Помимо того, очевидно, придется применять и другие агротехнологические меры, в том числе противодействия засухе. Необходимо продолжить и даже активизировать процесс привлечения инвестиций в развитие инфраструктуры орошаемого земледелия. Под этим я подразумеваю реабилитацию централизованных магистральных систем ирригации в бассейнах рек Днестр и Прут, а также малые системы орошения, источником воды для которых служат малые речки, ручьи, озера и пруды. Однако необходимо учесть, что водосток даже крупнейших рек в засушливые годы не всегда достаточен как для полноценного снабжения населения питьевой и промышленности технической водой, так и для орошения сельхозугодий. Поэтому в краткосрочной перспективе нам следует позаботиться о методах и механизмах аккумулирования/сохранения воды, причем не только речной, но и дождевой, талой. Подобные проекты мы уже обсуждаем с Министерством окружающей среды.
Специалисты MAIA полагают, что в приоритетном порядке следует развивать системы ирригации, использующие воду из наиболее доступных источников – прежде всего, из рек Днестр и Прут, а также малых природных водоемов (в которых качество воды укладывается в нормативы орошения). Помимо того, в сельхозпредприятиях Молдовы есть сотни артезианских скважин, созданных в советский период, но в настоящее время законсервированных. В отдельных регионах, где альтернативных источников воды для ирригации вообще нет, они могли бы использоваться. Отметим, что в соседних странах подобная практика довольно широко распространена. Однако эти источники воды вряд ли можно назвать дешевыми, учитывая потребность в дорогостоящих энергоресурсах, используемых для подъема воды и ее закачки на сельхозугодья.
И еще один важный фактор: орошение во всех случаях и любым способом (дождевание, капельное, подземное) должно осуществляться в рамках мониторинга и рекомендаций специалистов-мелиораторов. Необходима периодическая оценка не только качества воды, но и состава почвы. Ведь каждый ее тип по-разному реагирует на ирригацию, для каждого своя норма воды, для некоторых орошение в принципе не рекомендуется.
– Ассоциация иностранных инвесторов FIA последовательно на протяжении многих лет предлагает легализовать сделки купли-продажи земель сельхозназначения иностранцам. Какова позиция MAIA в этом вопросе?
– Это очень щепетильный вопрос, причем для всех стран – не только РМ, но и европейских государств с давними традициями функционирования земельного рынка и защиты прав собственности фермерства. Я уверен, что существующие законодательные рамки позволяют иностранным инвесторам организовать плодотворную сельскохозяйственную деятельность на молдавской земле, развивать успешный агробизнес. Считаю преждевременными кардинальные изменения в сфере отношений собственности в земельной сфере. Вместе с тем необходимо ускорить процесс разработки и принятия нового Земельного кодекса.
⚡️Следите за новостями Agroexpert в -> Telegram | Viber | Facebook | Instagram | News letter!