Недавно специализированные фермерские группы в соцсетях ярко среагировали на телесюжет и статью в СМИ о том, что в процессе уборки урожая фруктов на помощь сельхозпроизводителю пришли студенты аграрного колледжа города Сорока (ссылка). Мысли по этому поводу решил поделиться и agroexpert.md.
Надеюсь, из этой истории пользу извлекли все: и фермер, и администрация учебного заведения с преподавателями, и студенты. А недовольных нет ни единого. Вместе с тем, сюжет о «помощи учащихся фермеру» помимо позитивных эмоций (многие комментаторы этой публикации в FB вспомнили советское детство/молодость и жизнеутверждающую пословицу «в здоровом теле – здоровый дух») оставляет после себя много не риторических вопросов.
В частности, в статьи упоминается о наличии нормы для студентов (30 корзин) и о вознаграждении (его размер не называется). При этом упомянут тот факт, что при з/п 300 леев/смена старательных поденных работников сельхозпроизводителю найти сложно. Означает ли это то, что студентам фермер платил не меньше тех самых 300 леев? В противном случае ситуацию можно счесть дискриминационной. Или, быть может, у студентов, которые, возможно, не достигли совершеннолетия, рабочая норма была ниже, чем у взрослых поденных работников? В статье упоминается о том, что сельхозпроизводитель заключил договор с учебным заведением. А были ли как-то оформлены отношения агрохозяйства с каждым из студентов индивидуально? Ведь может так статься, что кто-то из них не был удовлетворен размером платы или нормы выработки, или отработками пропущенных занятий в колледже в выходные дни. Можно ли в таком случае считать труд студентов принудительным?
И еще один важный момент – речь идет об аграрно-техническом колледже. То есть, помощь студентов фермеру можно интерпретировать еще и как профильную практику. Но подобную форму сотрудничества между учебным заведением и сельхозпроизводителем, если еще учесть приведенные выше вопросы, вряд ли можно сделать массовой и распространить на все или многие не аграрные профучилища или, тем более, ВУЗы с преобладанием контрактной (не «бюджетной») формы обучения.
Между тем, и сельхозпроизводителям-плодоводам, и государственным функционерам имеет смысл найти системное решение проблемы рабочей силы на сезонные операции как можно скорее. В нынешнем году урожай-2023 фруктов, винограда и ягод из-за засухи в РМ был не очень велик (а условия уборки были фактически летними, более-менее комфортными). Но ведь даже в период трансформации климата, как считают специалисты, один-два сезона из пяти все-таки могут оказаться высокоурожайными. Может так статься, что и цены на продукцию будут привлекательными. А значит, урожай необходимо будет своевременно и аккуратно собрать, качественно отсортировать и подготовить к хранению/продаже. Как это сделать? Выделим несколько аспектов этого вопроса.
- Еще несколько лет назад в ходе одной из международных конференции плодоводов в Кишиневе эксперт проекта АРМ/USAID призвал, в частности – виноградарей, располагающих плантациями типа Pergola, в бизнес-планы на ближайшую перспективу закладывать оплату труда поденных работников не ниже 500 леев/смена. Тогда эта идея большого удивления среди плодоводов-участников конференции не вызвала. Некоторые из них даже утверждали: «на массовых квалифицированных ручных операциях мы платим работникам до 500 леев в день уже сейчас». Правда, затем грянули пандемия ковид, энергетический и общеэкономический кризисы. Тема «500 леев в смену» на оплату труда высокопродуктивных работников как-то затихла.
- Примерно тогда же некоторые широко известные в Молдове садоводы не постеснялись публично заявить о планах импорта сезонной рабочей силы из стран Центральной Азии. А вот эта идея в молдавском обществе, в принципе гостеприимном и толерантном, большого сочувствия не вызвала. Впрочем, скорее всего - это вопрос привычки. Я лично знаком с сельхозпроизводителем, который несколько лет назад взял к себе в хозяйство работников из Таджикистана, выделил им пустующие помещения под жилье. И был очень доволен гастарбайтерами: люди хозяйственные, развели огород, алкоголь не употребляют, в конфликты с местными не втягиваются. Конечно, в контекст такой «истории успеха» можно подтянуть недавнюю трагедию в кишиневском аэропорте. Но, согласитесь – это другая история. Хотя вопросы остаются. А именно: в состоянии ли власти РМ заключить выгодные межгосударственные соглашения о преференциальном привлечении в Молдову трудовых ресурсов из тех же стран ЦА? И в состоянии ли власти организовать удобный, безопасный и не слишком дорогой «коридор доставки» гастарбайтеров в сельхозсектор РМ?
- Уже много лет в профессиональной среде аграриев Молдовы циркулирует идея: наличие не только умов, но и рабочих рук – основной лимитирующий фактор развития сектора плодоводства. Следовательно, размер новых плантаций при их закладке должен соотноситься с возможностями ее владельца обеспечить производственный процесс собственными силами и/или обеспечить гарантированный наём достаточного количества работников. Всегда ли это происходит на практике? В Молдове немало хозяйств, обладающих десятками и даже сотнями гектаров садов и виноградников - как старых, так и молодых. Значит, баланс площади/руки пока органическим способом пока не установлен. А принудительный баланс – это не баланс, в лучшем случае – полезная, но срочная и болезненная реформа.
- В ряде случаев дефицит рабочей силы может (и должен) быть решен за счет механизации и автоматизации-цифровизации трудоемких, рутинных или опасных производственных процессов. Это утверждение уже стало в Молдове «общим местом». Есть даже министерство, на названии которого присутствует «вектор на цифру». Есть и хозяйства, применяющие в плодоводстве специализированную технику, например – уборочные платформы. Есть и дилеры-поставщики оборудования, утверждающие, что они, к примеру, «готовы ввезти в Молдову комбайн для уборки спаржи – даже если это будет единичный запрос». Но все ли радужно и просто в процессе технологической модернизации сельского хозяйства РМ? Приведу наводящий на размышления пример. Один из крупнейших импортеров сельскохозяйственных дронов в РМ судится с госорганами из-за того, что те обязали его «задним числом» оплатить налоги в связи с поставками этой техники на протяжении нескольких предыдущих лет. Хотя правила налогообложения изменились лишь в начале текущего года.
- Много лет в Молдове на всех уровнях идет диалог о том, что производителям фруктов, винограда, ягод и овощей необходимо диверсифицировать рынки сбыта. Находить возможности продавать продукцию дорого, в странах с высоким уровнем доходов населения и щедрой платежеспособностью. Тогда вырученных средств, возможно, будет хватать и на более высокую оплату труда поденных сельхозрабочих в РМ. Конечно, сказочно богатые рынки хотят получать товары сказочного же качества, освидетельствованного всеми мыслимыми сертификатами. Тоже не дешевыми, кстати сказать. То есть, затраты (т.ч. на оплату высококвалифицированного и/или просто очень добросовестного труда) должны гарантированно возмещаться высокими ценами реализуемой продукции. Очевидно, что на возведение этой формулы в систему необходимы время, усилия, инвестиции.
- Альтернативой качественным и дорогим ручным манипуляциям в процессе производства плодов для высокомаржинальных «свежих рынков» могут быть простые модели «грубой ручной уборки» сырья для промперерабтки. Конечно, поденные работники для сбора, к примеру, яблок или орехов, струшенных с деревьев на землю, тоже понадобятся. Но в меньшем количестве и за меньшую плату, если в процесс сбора плодового сырья будет интегрирована еще и спецтехника.
⚡️Следите за новостями Agroexpert в -> Telegram | Viber | Facebook | Instagram | News letter!