Принятие закона об органической продукции породило множество практических вопросов у сельхозпроизводителей. Один из наиболее важных — какие удобрения или другие средства можно использовать для питания растений и стимулирования их развития по новой технологии для получения хороших урожаев?
Многие эксперты согласны с тем, что Россия в области производства органических продуктов имеет большой потенциал. Перспективы развития данного сегмента АПК во многом связаны с тем, что огромные площади сельхозугодий в России не были затронуты процессами интенсификации и химизации, высокая степень реализации которых характерна для многих европейских государств. При этом именно развитые страны Западной Европы и Северной Америки являются лидерами по выпуску и потреблению экологически чистой продукции, хотя уровень загрязнения почвы и других природных биоресурсов в них достаточно велик. В России же никогда не использовался такой большой объем пестицидов и агрохимикатов, как на иностранных полях, поэтому даже производимая по традиционной технологии российская продукция является более безопасной и близкой к органическим стандартам, чем зарубежные товары. Более того, требования к экологически чистому производству, скопированные с западных моделей, нередко не имеют под собой серьезного обоснования.
ОБЕСПЕЧИТЬ БАЛАНС
Научными исследованиями давно установлено, что, кроме углерода, водорода и кислорода, для нормального развития сельскохозяйственным культурам необходимы химические элементы. Они подразделяются на группы в зависимости от уровня содержания в растительных тканях. В частности, к макроэлементам относятся азот, фосфор и калий, к мезоэлементам — кальций, магний и сера. Основными микроэлементами выступают железо, марганец, цинк, медь, бор и молибден. Без этих компонентов не может нормально завершиться жизненный цикл любой культуры. В физиологических функциях они незаменимы и принимают непосредственное участие в метаболизме организма.
Следует отметить, что растения благодаря фотосинтезу питаются минеральными элементами, «переваривая» и превращая их в белки, жиры и углеводы. При этом не имеет значения, откуда к ним поступают азот, фосфор, калий и другие необходимые для роста и развития компоненты — из почвы либо минеральных и органических удобрений. В данном случае в большей степени важны баланс и мера, понимание и грамотное применение. Один и тот же элемент в требуемом количестве может оказаться полезным, а в избыточном или недостаточном объеме — привести к гибели растительного организма. Только полноценное и сбалансированное питание сельскохозяйственных культур способно обеспечить получение высокого урожая качественной и полезной продукции.
ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ
Как сказано в пояснительной записке к федеральному закону «О производстве органической продукции», выпуск экологически чистых товаров требует отдельного законодательного регулирования, поскольку применяемые при этом технологии существенно отличаются от методик традиционного сельского хозяйства. В частности, при ведении такого бизнеса ограничивается использование агрохимикатов и пестицидов. Также под запретом находятся антибиотики, стимуляторы роста, гормональные препараты, генно-модифицированные организмы и так далее. В этом же документе отмечается, что сегодня рынок органической продукции в России функционирует стихийно. Одним из немногих нормативных правовых актов в сфере экопроизводства, помимо самого закона, является ведомственный документ Министерства здравоохранения РФ — Санитарные правила 2.3.2.1078-01, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача России от 14 ноября 2001 года. В 2008 году в них был включен раздел, посвященный основным эпидемиологическим требованиям к органическим продуктам. Кроме упомянутого СанПиНа был принят закон Краснодарского края от 1 ноября 2013 года № 2826-КЗ «О производстве органической сельскохозяйственной продукции» в этом регионе, а также утверждены национальные стандарты — ГОСТ Р 56508-2015 и ГОСТ 33980-2016, определяющие правила изготовления экологически чистых товаров, их хранение, переработку, транспортировку, маркировку и реализацию. Иные механизмы регулирования процессов в данном секторе сельского хозяйства, а также система контроля ее соответствия установленным требованиям пока отсутствуют, хотя принятый закон предписывает создание специального реестра производителей органической продукции.
Нормативами, прописанными в этих документах, запрещается применение синтетических пестицидов, а допускается только использование биологических препаратов. Помимо этого, в постановлениях дается точное определение — пестицидами признаются определенные средства защиты растений, то есть ядохимикаты. Они, в свою очередь, подразделяются на хорошо известные аграриям виды — гербициды, инсектициды, фунгициды и так далее. Однако к вопросу разделения удобрений в этом случае следует подходить совершенно иначе, ведь рассмотрение всех туков только с позиции вредоносности и степени ядовитости — признак непрофессионального подхода.
НАЙТИ ПРОТИВОРЕЧИЕ
Расхождения в указанных документах, касающиеся непосредственно удобрений, вызывают ряд вопросов. Например, в новом федеральном постановлении № 280-ФЗ и пункте 4 статьи 2 закона Краснодарского края производство экологически чистых товаров определено как совокупность видов сельскохозяйственной деятельности по выращиванию и переработке органической продукции без применения пестицидов, за исключением биологических препаратов. При этом агрохимикаты также запрещаются, если они не являются удобрениями природного происхождения. Однако в пункте 1 статьи 8 закона Краснодарского края указано, что использование минеральных добавок возможно только в качестве необходимого дополнения к биогенным подкормкам в соответствии с регламентами и правилами. Следовательно, этим документом внесение обычных туков в небольших количествах допускается. При этом нормы ГОСТа Р 56508-2015 и ГОСТа 33980-2016 разрешают применять удобрения и почвоулучшающие вещества, обозначенные в специальном приложении, которое дублирует соответствующую таблицу из СанПиНа, но запрещается использовать минеральные азотные добавки. При этом сделано уточнение, что агрохимикаты должны пройти государственную регистрацию в Российской Федерации в установленном порядке.
Согласно таблицам, представленным в ГОСТах, кроме биоорганики допускается применение только агроруд, то есть солей питательных элементов природного происхождения. Однако противоречие состоит в том, что данные вещества, из которых в основном производят минеральные удобрения, не проходят государственную регистрацию и отсутствуют в списке разрешенных к использованию на территории РФ химикатов. Кроме того, природные агроруды, то есть фосфориты, апатиты, каиниты, сильвиниты и тому подобные, помимо радиоактивного стронция, кальция, кадмия и калия могут содержать множество других вредных элементов. Например, от свинца, мышьяка и фтора готовые туки, как правило, специально очищаются до приемлемых величин их концентрации. Таким образом, минеральные удобрения, по сути, являются теми же солями руд, только избавленными от вредных примесей и шлаков.
КОНТРОЛЬ ОБЪЕМОВ
Многие аграрии сегодня находятся в заблуждении, что при использовании органических туков они смогут получить полностью безопасное и чистое сырье, не содержащее нитратов. В перечисленных документах говорится, что общее количество внесенных в почву хозяйств экологических подкормок на основе отходов животноводства не должно превышать 170 кг азота в год на один гектар сельхозугодий. Данный объем содержится примерно в 35 т полуперепревшего подстилочного навоза крупного рогатого скота. После внесения природные удобрения в приповерхностном слое проходят процесс минерализации, то есть разлагаются до неорганических солей. Присутствующий в них азот также накапливается в растениях, поскольку они запасают этот элемент именно в нитратной, то есть безвредной для себя, форме для дальнейших роста и развития. Таким образом, даже реализация органической системы земледелия не поможет полностью исключить нитраты в продукции. Навоз, бесспорно, является ценным биоудобрением, повышающим почвенное плодородие. Тем не менее нужно учитывать, что высокое содержание органического вещества в земле блокирует усвоение корневой системой необходимых микроэлементов — железа, марганца, меди и молибдена. Кроме того, большое количество пожнивных остатков поглощает почвенный азот, которым питаются целлюлозоразлагающие бактерии.
Еще один важный нюанс — проблема контроля соблюдения стандартов производства органических продуктов и использования удобрений. Факт применения синтетических пестицидов достаточно легко обнаружить в любой лаборатории, однако узнать, откуда сельскохозяйственные культуры получили питательные элементы — из навоза, разрешенного томасшлака, агроруд или обычных минеральных туков, невозможно. В этом случае справедливые опасения может вызывать продукция, которая выращивается в значительных масштабах для реализации, ведь в этом направлении сохраняются возможности для фальсификации. Таким образом, обозначенный в принятом постановлении об органической продукции запрет на агрохимикаты и удобрения фактически слабо выполним. Более логичным было бы включение в него пункта, присутствующего в законе Краснодарского края, — минеральные удобрения могут использоваться при выращивании экологически чистой продукции лишь в качестве необходимого дополнения к биогенным добавкам в соответствии с регламентами и правилами производства органических товаров. Однако вопрос контроля объемов такого применения все равно остается открытым.