Под занавес 2019 года некоторые отечественные СМИ взорвались радостной новостью: Еврокомиссия утвердила решение об увеличении действующих и предоставлении новых квот на беспошлинный экспорт в ЕС молдавской сельхозпродукции. И действительно, повод для радости есть. Ведь расширения квот на поставки отдельных агропродовольственных товаров власти Молдовы более-менее последовательно добивались на протяжении трёх-четырёх лет. Однако случившийся наконец прорыв едва ли следует отнести в разряд «безоговорочных побед нашей маленькой, но гордой страны». Это больше похоже на рокировку и компромисс.
Для начала определимся с тем, что стало поводом для «широкого жеста» со стороны Евросоюза. По соглашению о зоне свободной торговле и интеграции РМ-ЕС, если годовые преференциальные квоты на экспорт тех или иных категорий продуктов молдавские трейдеры-поставщики выбирают более чем на 70%, то у властей Молдовы появляются основания инициировать переговоры с Еврокомиссией об увеличении этих самых квот. Основания «просить больше» у молдавской стороны с некоторых пор появились в отношении минимум двух видов сельхозпродукции.
В 2017 году, на фоне жёсткого неурожая фруктов (в отдельных сегментах падение производства составило порядка 40%) во многих странах Европы, на рынке Евросоюза появился неудовлетворённый спрос. Молдавские экспортеры тогда воспользовались ситуацией, и на европейский рынок из РМ поступило сливы и винограда почти вдвое больше, чем позволял номинальный размер годовых беспошлинных квот (по 10 тыс. тонн). Цены на эту продукцию в ЕС были настолько привлекательными, что товар из Молдовы было выгодно экспортировать даже с уплатой таможенных пошлин. Более того, в том году Молдова впервые экспортировала в Евросоюз существенное количество яблок – почти 6 тыс. тонн. В результате, уже тогда представители минэкономики правительства РМ начали переговоры об увеличении преференциальных квот на поставки сливы и винограда в ЕС.
Здесь, видимо, стоит отметить следующий момент. В первоисточнике недавней новости о расширении экспортных квот для молдавской продукции – на официальном сайте Еврокомиссии – отдельно упомянуто, что переговоры велись (и принципиальные договорённости достигнуты) ещё с «правительством Санду». Видимо, это следует понимать как особую заслугу последнего, а также как желание европейских чиновников дистанцироваться и от предыдущего, и от последующего правительства РМ. Между тем, лица причастные к переговорному процессу утверждают, что контуры соглашения с Еврокомиссией о расширении квот на поставку молдавской сливы и винограда были достаточно четко обозначены ещё при «правительстве Филипа». Но тогда по ряду причин (возможно, не столь очевидных, как нам представляется) решение о расширении евроквот не было принято. Однако в 2018-2019 гг. двусторонние консультации на этот счёт продолжались. Тем более в этот период поставки молдавской сливы и винограда в полтора-два раза превышали преференциальные квоты. И вот, наконец, свершилось.
Что же в «сухом остатке» Молдова получила по решению Еврокомиссии? Квота на беспошлинный экспорт молдавского виноград в ЕС увеличена вдвое – до 20 тыс. тонн, на сливу оно подросла на осторожные 50% - до 15 тыс. тонн в год. Помимо этого, нашей стране предоставлены квоты на преференциальные поставки на европейский рынок черешни и вишни – по 1,5 тыс. тонн в год. Что очень уместно, так как в последние два года эти фрукты, наконец, пошли в ЕС, хоть и в не очень большом количестве – по несколько сотен тонн в сезон. Следовательно, беспошлинная квота – это хороший стимул в ближайшей перспективе.
Тем не менее, принимая во внимание современную историю молдавского экспорта фруктов на европейский рынок, увеличение квоты на виноград в два раза, а сливы – лишь на 50% выглядит не вполне логично. Так, по мнению эксперта Федерации сельхозпроизводителей Молдовы FARM Андрея Збанкэ, куда гармоничней, с точки зрения возможностей отечественного агросектора, было бы увеличение возможностей преференциального экспорта в ЕС молдавской сливы в два-три раза, а винограда - в два раза.
Дело в том, что урожай винограда последних двух лет был не самого хорошего качества. Природные катаклизмы привели к тому, что на выходе виноградари имели мелкие и растрескавшиеся ягоды, которые гнили почти сразу после уборки и не выдерживали сколь-нибудь продолжительного хранения в холодильниках сельхозпредприятий и трейдеров. Ситуация со сливой была сравнительно лучше, её качество даже в проблемные сезоны было более-менее ровным. Да и её экспорт в ЕС был заметно активней и больше, с точки зрения объёмов, чем экспорт столового винограда.
Однако, Еврокомиссия принимала решение об увеличении квот на поставки тех или иных фруктов из РМ в том или ином количестве, руководствуясь своей логикой. То есть, очевидно, интересами как европейских потребителей, так и сельхозпроизводителей.
Евроквоты на сливу и виноград, предоставляемые нашей стране на целый год, обычно полностью выбираются молдавскими экспортерами уже к началу октября. В начале года (январе-феврале) поставки этой продукции (урожая предыдущего года) не очень велики. Причина проста - в холодильниках сокращается товарный ресурс, а так же в процессе длительного хранения снижается качество продукции. Соответственно, реализовать её в последние несколько лет аграриям-трейдерам удается по сравнительно невысокой цене. Основные поставки приходятся на август-сентябрь. Проблема в том, что в Молдове сравнительно мало плантаций сливы ранних сортов, пользующихся высоким спросом у европейских потребителей. А среднеспелые и позднеспелые сорта сливы («Стэнли», «Президент» и др.) в изобилии производятся не только в Молдове, но и в Польше, Венгрии, Германии. Надо полагать, что увеличивая молдавскую квоту на поставки сливы лишь на 50%, специалисты Еврокомиссии приняли во внимание это важное обстоятельство.
Ситуация с виноградом обстоит несколько иначе. Основным экспортным сортом молдавского винограда является поздний сорт «Молдова». В хороший год качество этого винограда позволяет хранить его вплоть до февраля, а то и марта, когда на европейском рынке предложение столового винограда красных сортов очень невелико. В Европе продукция таких местных сортов есть в наличии лишь до ноября. Затем открывается «окно возможностей» для импорта, в том числе и «Молдовы» из Республики Молдова. Так что, увеличив квоту на виноград вдвое, Еврокомиссия, в первую очередь, рационально решила проблему обеспечения европейского рынка в межсезонье сравнительно недорогой продукцией.
Теперь вернёмся к первоисточнику обсуждаемой новости. В оригинале статьи на сайте Еврокомиссии есть одно предложение, на которое мало кто обратил внимание. Дело в том, что это соглашение по квотам, вполне естественно, предусматривает и зеркальные меры - расширение доступа европейских товаров на молдавский рынок.
Об этом в соцсетях обмолвились лишь отдельные представители оппозиционных партий. Они обратили внимание на то, что в сообщении Еврокомиссии говорится о договорённости на счёт более широкого свободного доступа на рынок РМ, в частности, европейской пшеницы и кукурузы.
С одной стороны, увеличение преференциальных поставок на молдавский рынок зерна из ЕС не критично. Европейское зерно, очевидно, лучше качеством, чем, например, казахское зерно, или, в определенные периоды, дешевле, чем зерно украинское. С другой стороны, поставки зерна в Молдову уже много лет сравнительно невелики, импортеры предпочитают везти на молдавский рынок продукты его переработки - муку, комбикорм и т.д. (из той же Украины). Так что нельзя однозначно утверждать, что данный пункт соглашения нанесёт ущерб молдавским сельхозпроизводителям. Более того, недорогое и качественное европейское зерно, возможно, придаст какой-то импульс развитию отечественного производства качественной муки, хлебопродуктов или макаронных изделий.
А вот кто однозначно пострадает от этого соглашения и понесёт ощутимые потери – так это производители сахара. В частности, спикер правления компании Sudzucker Moldova Александр Косс, расценивает перспективу увеличения квоты на преференциальный импорт европейского сахара в Молдову как крайне негативный фактор в ситуации, когда экспорт молдавского сахара в Евросоюз из-за негативной конъюнктуры цен на сахар в Европе существенно сократился (не выбирается даже беспошлинная евроквота – 34,7 тыс. тонн в год). И, тем более, если принять во внимание, что уже несколько лет отечественный рынок находится под сильным давлением масштабной контрабанды сахара (из Украины через Приднестровье).
В результате, компания была вынуждена даже принять решение о консервации одного из двух своих сахарных заводов в сезоне-2020. На этом фоне увеличение преференциального импорта сахара в РМ выглядит как злая шутка. Тем более что с Союзом сахаропроизводителей РМ (UPZM) функционеры правительства эту идею предварительно даже не обсуждали. Информация о планах увеличить квоту на импорт, в частности европейского сахара – почти вдвое, до 9 тыс. тонн, была «спущена сверху» как императив.
По грубым оценкам специалистов сахарной отрасли Молдовы, европейский сахар может продаваться на местном рынке примерно на 100 евро/т дешевле сахара отечественного производства. Учитывая потенциальный размер преференциальной квоты, они считают, что молдавские сахаропроизводители могут потерять долю внутреннего сахарного рынка в сумме порядка 2,5 млн евро.
Впрочем, эксперты утверждают, что решение о расширении квот на поставки европейских товаров в РМ (в ответ на решение Еврокомиссии об увеличении квот на поставки молдавских фруктов на европейский рынок) правительство Молдовы пока ещё не приняло.
Либерализация доступа европейских продуктов на молдавский рынок коснётся ещё двух важных отраслей: мясной и молочной.
Молдова никогда полностью не обеспечивала потребности внутреннего рынка в мясе и мясопродуктах. В лучшие годы Молдова за счёт отечественного производства покрывала спрос населения и перерабатывающей промышленности в мясе птицы лишь на 50-60%, а в свинине – на 30-40%. Однако, на протяжении последних нескольких лет ситуация в молдавском животноводстве в целом стагнирует, а в ряде отраслей производство снижается в ускоряющемся темпе.
В течение трёх лет на всех уровнях периодически вёлся диалог о необходимости увеличения беспошлинных евроквот на импорт мяса в Молдову. До нынешнего года они составляли по 4 тыс. тонн на свинину и мясо птицы. По факту, значительная часть этих квот приходилась на импорт в РМ механически обработанного бескостного сырья (перемолотая шкурка, хрящи, кончики крыльев и т.д.). При этом годовые евроквоты молдавские импортеры обычно полностью выбирали уже к середине лета. В 2019 году члены совета по товарной линии мяса и мясопродуктов при минсельхозе MADRM почти договорились между собой об увеличении евроквот на 2 тыс. тонн (по каждому продукту - свинина и мясо птицы).
Однако остро встал вопрос о порядке распределения квоты (до сих пор она распределялась по принципу «первым пришёл – первым получил»). Некоторые предприятия выступали за предоставление всей квоты только переработчикам. Однако мало кто из них в состоянии закупать в ЕС и импортировать в РМ единомоментно крупные партии мяса, в частности, у малых производителей колбас просто нет таких финансовых возможностей. Соответственно, при этом сценарии освоения евроквот явным преимуществом пользовались бы только единичные крупные производители колбас и мясопродуктов. Дабы «сохранить в живых и волков, и овец» Ассоциация предприятий мясоперерабатывающей индустрии предложила евроквоты разделить поровну между компаниями переработчиками и трейдерами-импортёрами мяса.
По сведениям операторов рынка, в ответ на решение Еврокомиссии о расширении квоты на поставки молдавских фруктов в ЕС, молдавское правительство расширит квоты на импорт в РМ мяса из Евросоюза, но скорее всего ненамного – на 1,5-2 тыс. тонн. И это решение более-менее устроит всех операторов рынка – и трейдеров-импортёров, и переработчиков, и животноводов.
И, наконец, молочный рынок. Источник, близкий к Ассоциации производителей молока и молочных продуктов «Lapte», сообщил, что льготная евроквота на импорт в РМ, очевидно, будет расширена - в основном за счёт молочных продуктов, которые в нашей стране не являются традиционными (йогурты, творожные пасты и т.п.), а также молокоёмких продуктов – твёрдые и мягкие сыры, сливочное масло и др.
В первую очередь, такое положение вещей выгодно потребителям, которые при увеличении евроквот получат больший выбор более качественных продуктов по сниженным (за счёт отсутствия таможенных платежей) ценам.
Для производителей это, в определённом смысле, тоже неплохой вариант. С одной стороны, производство молока в стране из года в год падает, и в зимний период особо остро ощущается нехватка молочного сырья для производства сливочного масла, творога, сыров. И, конечно, гораздо лучше, чтобы дефицитные продукты поступали на молдавский рынок из ЕС, где требования к их качеству достаточно высокие. С другой стороны, наличие конкуренции со стороны производителей именно качественных молочных продуктов рано или поздно вынудит отечественных молочников сфокусироваться на процессе повышения качества собственной продукции.