В сезоне-2019/20 Россия экспортировала 43,6 млн тонн зерна и зернобобовых, включая 33,9 млн тонн пшеницы. Такой показатель может быть третьим после 2017/18 сельхозгода и на 1,6% меньше, чем в сезоне-2018/19, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные аналитического центра «СовЭкон».
Гендиректор российского Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько рассказал, как пишет Агроинвестор, что в прошедшем сезоне Россия вывезла около 43,5 млн т зерна, из них пшеницы — примерно 34,5 млн т (с учетом неформального экспорта в Казахстан).
По информации Российского зернового союза (РЗС), экспорт составил около 42 млн т (включая страны ЕАЭС), из них 33,2 млн т пшеницы. В июне Россия вывезла 559 тыс. т зерна, включая 313 тыс. т пшеницы, что на 770 тыс. т меньше, чем годом ранее, добавляет директор информационно-аналитического департамента РЗС Елена Тюрина.
Пока подводить итоги экспорта за прошедший сезон рано из-за действовавшей квоты, говорит гендиректор аналитической компании «ПроЗерно» Владимир Петриченко. «Мы сейчас имеем очень туманную информацию о реальном экспорте. Неполные декларации, по которым сейчас идут отгрузки, будут закрываться в течение июля. И наше прошлое мы узнаем нескоро», — прокомментировал он.
Руководитель аналитического центра «Русагротранса» Игорь Павенский считает, что в наступившем сезоне урожай зерновых составит 124,5-125 млн т, 45,5 млн т из которых будет отправлено на экспорт, в том числе пшеницы — 35,5 млн т, пишет «Коммерсантъ». Рылько говорит, что за пределы ЕАЭС в сезоне-2020/21 Россия может вывезти 48 млн т зерна, в том числе 37 млн т пшеницы. Аналитики ИКАР считают, что урожай зерна в этом году составит 128 млн т, в том числе 79,5 млн т пшеницы.
На прошлой неделе Международный совет по зерну (IGC) повысил прогноз производства зерна в России в этом году до 120,4 млн т (в майском отчете — 118,9 млн т), из них пшеницы — 45,3 млн т. На экспорт может быть отгружено 45,4 млн т (45,3 млн), 36,1 млн т — пшеница.
При этом первый месяц нового сезона вряд ли пройдет активно, полагают аналитики. В июле вывоз будет идти средними темпами, и точно окажется ниже максимальных значений, в том числе из-за того, что темп уборочной кампании пока отстает от прошлогоднего, считает Рылько. «Задерживается и контрактация, поскольку физического товара пока мало, и аграрии не спешат его продавать. В августе и сентябре возможна некоторая просадка цен», — прокомментировал он.
Петриченко добавляет, что на темпы экспорта кроме уборочной кампании влияет и снижение урожайности: из-за нее сельхозпроизводители юга страны рассчитывают на более высокую цену за свою продукцию, чем сейчас готовы дать экспортеры. Коммерческий директор «Глобэкс Грейн» Александр Григорьянц говорит, что его компания начнет экспорт только после 20-х чисел июля. «Мы рассчитываем, что все заявки на вывоз будут согласованы, препятствий для экспорта пока не видим», — добавляет он.
Традиционно в июле отгрузки идут активнее, чем в июне за счет поступления нового урожая, говорит Елена Тюрина. По ее словам, в этом месяце экспорт пшеницы может составить 2-2,5 млн т. Такой результат станет возможным и благодаря тому, что цены на российскую пшеницу находятся на конкурентоспособном уровне относительно французской.
«Однако под влиянием информации о высоком валовом сборе зерна в России, экспортные цены снижаются до $195-197/т. Биржи Европы и Америки тоже сейчас очень чувствительны к данным, которые поступают из России. При этом поддержку мировым ценам оказывает информация о недостаточно высоком урожае в европейских странах и Украине», — рассказала Тюрина.
Если виды на урожай все же будут хорошими, осенью темпы отгрузок могут ускориться до рекордных. Это может быть связано с высоким предложением внутри страны и неопределенностью для экспортеров во второй половине сезона, когда предполагается введение квоты.
По мнению Павенского, впервые в российской истории ежемесячные отгрузки пшеницы из средней части страны могут превысить 5 млн т, основных зерновых — 6 млн т. Росту экспорта будет способствовать снижение урожая у стран-конкурентов — ЕС и Украины — и отсутствие планов по ограничению вывоза, в том числе квоты в первой половине сезона.