В последнее время в мировых СМИ появляется множество заголовков о случаях заболевания коров в США высокопатогенным птичьим гриппом. Как обычно в таких случаях, событие преподносится в крайне тревожном ключе, а что происходит на самом деле, объясняет ветеринарный эксперт.
Об этом пишет agroxxi.ru ссылаясь на экспертное мнение Рой Грабера, прозвучавшее на недавнем отраслевом семинаре, опубликованное на портале wattagnet.com.
«Не называйте H5N1 у крупного рогатого скота высокопатогенным - тот же вариант вируса, который был высокопатогенным для домашней птицы, оказывается низкопатогенным для молочного скота», - сказала д-р Кей Руссо, ветеринар и консультант по здоровью домашней птицы и КРС компании Novonesis, на апрельском семинаре, посвященном данной теме.
Доктор Кей Руссо, выпускница колледжа ветеринарной медицины Корнелльского университета в 2010 году, начала свою карьеру в качестве практикующего специалиста по молочному скоту, а затем перешла в Boehringer Ingelheim Vetmedica, где занимала должности в сфере технического обслуживания и маркетинга крупного рогатого скота.
В 2017 году она присоединилась к Purina Animal Nutrition, занимаясь исследованиями кормовых добавок для здоровья крупного рогатого скота и птицы, а также оказывала консультационную поддержку на местах. В 2023 году она получила степень магистра ветеринарии домашней птицы в Университете Джорджии и присоединилась к Chr. Hansen, ныне Novonesis, в качестве менеджера по техническому обслуживанию молочного и птицеводческого направления.
Кей Руссо считает, что теперь, когда вирус птичьего гриппа был выявлен у молочного крупного рогатого скота в Соединенных Штатах, людям следует объяснить различия в терминах.
«Это заболевание крупного рогатого скота на данный момент не следует называть высокопатогенным птичьим гриппом, учитывая его низкую смертность и тот факт, что мы имеем дело с КРС, а не с птицами. Возможно, заболевание стоит называть низкопатогенным коровьим гриппом», - сказала она.
«Патогенность определяется тем, какое воздействие конкретный вирус оказывает на животных, которых он заражает, здесь применяется термин патотип вируса. Что касается H5N1 у птиц, то существуют как высокопатогенные, так и низкопатогенные штаммы», - пояснила эксперт, показав для сравнения слайды с фотографиями цыплят, зараженных низкопатогенным штаммом.
Эти куры, хотя перья у некоторых взъерошены, а у одной открыт клюв, что указывает на респираторное расстройство, все еще ходят, едят и пьют, несмотря на проблемы с самочувствием. На следующем слайде – фото индейки, зараженной высокопатогенным штаммом, которая находится уже в предсмертном состоянии.
По словам Руссо, у домашней птицы с низкопатогенными штаммами вирус действительно ограничивается дыхательными путями и желудочно-кишечным трактом. Вирусные белки низкопатогенного штамма домашней птицы расщепляются ферментами преимущественно в дыхательных путях и желудочно-кишечном тракте, ограничивая инфекцию этими участками. Однако в случае высокопатогенных вариантов вирусные белки расщепляются ферментами по всему организму, позволяя вирусу инфицировать клетки многих систем органов, что в конечном итоге вызывает системное поражение с летальным исходом.
На основании этих определений случаи H5N1 у крупного рогатого скота правильнее было бы определить как низкопатогенный патотип. По ее словам, хотя возможно, что до 10% крупного рогатого скота в стадах будут инфицированы, у пораженного скота не наблюдается значительной смертности.
Однако, следует помнить, что каждый раз, когда вирус гриппа заражает нового хозяина, он может мутировать. Если позволить свободно заражать новых хозяев, мутации вируса могут в конечном итоге сделать его более патогенным и для крупного рогатого скота. Вот почему важно контролировать восприимчивые популяции в стадах, чтобы уменьшить цикличность вируса и мутации. «Птицеводы и скотоводы должны сесть за один стол и решить, как действовать в дальнейшем», заключила эксперт.