В феврале-марте текущего года пять ассоциаций-производителей продуктов животного происхождения создали экспертную группу по разработке предложений властям о реформировании системы НДС в агропродовольственном секторе. Эта группа направила несколько посланий в министерства и ведомства, добилась аудиенции с руководством финансовой комиссии Парламента РМ и госсекретарями Минсельхозпищепрома MAIA, Минфина, Минэкономики. Основная тема диалога – необходимость введения сниженной (ориентировочно до 12%) и равновесной ставки на товары всей цепочки производства агропродовольственной продукции: от ресурсов и сырья, до готовых продуктов. Дискуссия между товаропроизводителями и государственными функционерами выдалась непростой, но, в целом, конструктивной. Однако затем никаких конкретных действий в сфере реформы НДС на продукты питания к настоящему моменту властями предпринято не было.
Во всяком случае, в проекте Налогово-бюджетной политики (НБП) на 2025, предложенном минфином, каких-либо изменений в части НДС на продовольствие не предусматривается. Между тем, в ходе процесса публичного обсуждения проекта НБП, завершившегося на прошлой неделе, предложения о реформировании системы НДС внесли не только упомянутые выше ассоциации, но и Европейская ассоциация бизнеса (ЕВА). В частности, последняя предлагает снизить НДС на мясо и яйцо птицы с 20% до 8%.
Однако, возникают обоснованные сомнения в том, что госструктурами, ответственными за формирование налогово-бюджетной политики, голос представителей агропродовольственного бизнеса будет услышан и воспринят как руководство к действию уже сейчас. Как утверждают представители ассоциаций производителей продуктов животного происхождения, в ответ на их запрос минфин письменно уведомил, что старт процесса гармонизации законодательства РМ с директивами ЕС в части единой политики в области НДС «намечается на декабрь 2027 года».
Ситуация выглядит, мягко говоря, странно, если принять во внимание тот факт, что по Соглашению об ассоциации РМ-ЕС (DCFTA) Молдова юридически взяла на себя обязательство синхронизовать национальное законодательство в части НДС с директивой UE 2006/112/СЕ (приложение VI, глава 8 – налогообложение) в пятилетний срок. Это срок уже истек. И большую разницу между моделями начисления/взимания, а также ставками НДС на агропродовольственную продукцию в РМ и странах Евросоюза, очевидно, вскроет «скрининг» национального законодательства нашей страны в процессе переговоров о вступлении в Евросоюз.
Ранее agroexpert.md писал, что в большинстве европейских стран, даже самых богатых, НДС на основную массу продуктов питания – ниже 10%.
При этом в структуре расходов граждан этих стран на долю продуктов питания приходится не более 10-15%. А среднестатистический житель Молдовы тратит на пропитание в среднем не менее 40% своего дохода. При этом за многие (не социальные) продукты – мясные изделия, яйцо, сыры, сливочное масло и др. – молдавский потребитель выплачивает в госбюджет 20-процентный НДС. Так не пора ли в гордой, но при этом очень бедной стране-кандидате в ЕС начать реформировать систему НДС в сторону большего дружелюбия по отношению к гражданам-потребителям продуктов питания уже теперь, не дожидаясь конца 2027 года?
Вопрос, конечно же, риторический. Ответ на него, видимо, очевиден даже для самых непоколебимых чиновников, стоящих на страже финансовых поступлений в госбюджет. Так, совсем недавно представители минфина констатировали значительное сокращение налоговых поступлений в 2024 году, надо полагать – и по линии НДС в том числе. Очевидно, это свидетельствует о продолжающемся сокращении платежеспособности населения и сокращении потребления, прежде всего - «премиальных» продуктов питания с неподъемным НДС.
Это совсем плохо или все еще терпимо - покажут грядущие выборы. Быть может, не по факту избрания/переизбрания (который давно перестал быть «кредитом доверия»). Но, как минимум, по тяжелому протестному духу электорального процесса. В связи с чем, стоит напомнить, что в темпераментных южных странах Европы периодически происходят «кастрюльные бунты», когда рассерженные потребители-избиратели выходят на улицы и барабанят в пустые кастрюли. Чтобы власти, наконец, их услышали и не смогли принимать решения «в тишине кабинетов».
Для мясной и молочной индустрии Молдовы, которая почти стопроцентно зависит от благосостояния местного потребителя и состояния дел на внутреннем рынке, особенно плохие времена начались несколько лет назад. Причин было много (энергетический и логистический кризисы, африканская чума свиней, пандемия, война и др.). Высокий и неодинаковый – по всей производственной цепи – НДС в этом списке был не первым и не главным «гвоздем в крышке гроба» молдавской пищевой промышленности. Но если ситуация не изменится, может стать последним.
Опять-таки, ради «баланса мнений» стоит упомянуть, что регулярно, к месту (и не к месту) руководство MAIA заявляет о приоритетности местного животноводческого сектора в новой аграрной политике РМ. Под этот приоритет выделяются донорские кредиты и дополнительные бюджетные субсидии – на голову сельскохозяйственных животных, на килограмм сданного в промпереработку молока и др.
Проблема в том, что, как считает исполнительный директор Национальной ассоциации производителей молока и молочных продуктов ANPLPL Lapte Каролина Линте, внятного анализа эффективности этих вложений в сектор как не было, так и нет. И, хуже всего, льготное финансирование производства сырья животного происхождения не конвертировалось в снижение потребительской цены на продукты питания животного происхождения. А вот 20-процентный НДС повышает цену на них для местного потребителя очень даже существенно.
Другой обещанный молдавским производителям продуктов животноводства бонус – открытый доступ на рынок Евросоюза. Некоторым из них (производителям яйца и мяса птицы) в нынешнем году власти РМ сообщили, что «уже можно». Однако по факту до сколь-нибудь масштабного экспорта этих товаров на европейский рынок, видимо, еще очень неблизко.
Но при этом на всесторонне открытый рынок Молдовы давно и активно поступают мясные и молочные продукты - как из Евросоюза, так и из стран СНГ (несмотря на расторжение Молдовой многих соглашений в рамках блока). А также, в очень большом количестве, из воюющей Украины. Украинские, белорусские и российские продукты нередко в местных сетях супермаркетов стоят не дороже, а зачастую и дешевле аналогичных молдавских продуктов. (Детали можно прочитать тут.) При этом они редко полностью соответствуют европейским и молдавским нормативам, в частности – в области маркировки/этикетирования, применяемых стандартов качества и др. Видимо, важнее то, что благодаря низкой цене некоторые импортные товары эффективно замещают на магазинных полках товары местного производства и возмещают спрос молдавских потребителей на низкобюджетные продукты питания. При этом госбюджет РМ по-прежнему получает высокий НДС на продукты питания первой необходимости и ежедневного спроса.
В такой ситуации, как утверждает эксперт по финансам Патроната предприятий индустрии переработки мяса Анжела Шестаковски, по крайней мере, некоторым производителям придется не только сокращать объемы производства, но и менять классическую рецептуру мясных продуктов – замещать в них дорогие компоненты более дешевыми. Очевидно, такая мера плохо отразится на качестве продукции и имидже ее производителей, в конечном счете – и конкурентоспособности на любых рынках. Но по-другому проблему высокой себестоимости/цены товара не решить. Если, конечно, власти не потрудятся оперативно провести реформу системы НДС на агропродовольственные товары и рискнут снизить этот потребительский налог во благо населения Молдовы, исчезающей демографической формации.
___
Инициатива по реформированию системы НДС на агропродовольственные товары исходит Ассоциации предприятий мясоперерабатывающей отрасли и поддерживается Центром международного частного предпринимательства CIPE. Мнения, приведённые в данной статье автором, не обязательно отражает точку зрения упомянутых организаций.