Интервью с министром сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ.
Каждый лидер в начале своего срока правления привносит новые концепции и новые стратегии. Сельское хозяйство, один из важнейших секторов национальной экономики, нуждается в четкой ориентации и решениях насущных задач. В ноябре 2024 года Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности MAIA перешло под руководство нового министра – Людмилы Катлабуги. Это имя несколько лет уже довольно отчетливо ассоциируется с животноводческой отраслью (напомним, что Людмила Катлабуга возглавляла Ассоциацию производителей молока Lapte). Журналист AGROEXPERT побеседовал с Людмилой Катлабугой о ее приоритетах в новой должности, идеях насчет модернизации сельского хозяйства и пищевой промышленности РМ, а также о мерах, которые она во главе Минсельхозпищепрома планирует предпринять для поддержки фермеров Молдовы.
Было ли для Вас неожиданностью предложение занять пост министра MAIA?
С одной стороны, это был сюрприз, но с другой – большой вызов. Я хорошо понимаю, что предполагает эта должность и этот мандат. Поначалу, конечно, большее влияние на мое отношение к ситуации оказал «фактор неожиданности». Но потом, в ходе обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, на первый план выступили цели и обязанности, которые предстоит достичь и выполнить. Я часто обсуждаю с коллегами-фермерами разницу между взглядом на министерство со стороны и восприятием реальности изнутри этой государственной структуры. Это совершенно разные впечатления и уровень вовлеченности в процессы, происходящие в агропромышленном секторе Молдовы.
Признаться, это нелегко. Рабочая нагрузка очень высокая. У министерства две основные сферы деятельности. Одна из них – это производители продуктов питания и фермеры, на формировании условий для их работы все мы работаем и в нормотворческой, и в практической области. Другая специфическая сфера деятельности – это формирование и координация команды министерства, что тоже представляет собой вызов. Меня хорошо приняли сотрудники MAIA. Кстати, с некоторыми из них у меня уже были налажены плодотворные рабочие отношения в рамках государственно-частного партнерства между ассоциацией Lapte и министерством. Это сотрудничество оказало и продолжает оказывать положительное влияние на сектор молочного животноводства, его преимущества ощутили все фермеры, в том числе члены ассоциации.
Что побудило Вас принять мандат министра?
Не в первый раз возникла идея о том, что Министерство сельского хозяйства должен возглавить человек, который действительно понимает, что такое сельское хозяйство. То есть работающий в этой сфере, непосредственно сталкивающийся с конкретными проблемами агропрома и прочувствовавший на себе все трудности фермеров.
У меня было много бесед с членами ассоциации, с фермерами из разных регионов страны. Я понимаю их проблемы и опасения, сталкивалась с барьерами, которые мешают их деятельности. Это побудило меня принять данный вызов и поставить перед собой четкую цель: даже если период будет коротким, я хочу осуществить реальные изменения и принести пользу сельскохозяйственному сектору, решая известные мне проблемы.
Конечно, работая в животноводстве, я не так хорошо знакома со всеми нюансами в таких областях, как садоводство и виноградарство. Но теперь я уделяю им больше внимания, осознавая их важность для экономики Молдовы. При этом солидный опыт в животноводстве позволяет мне легче принимать обоснованные решения, без необходимости долгих консультаций с субъектами этого сектора.
Моя главная цель – посвятить свои навыки и возможности достижению необходимых изменений и поддержке развития агропромышленного сектора. Хочу оставить заметный след в этой важной сфере и добрую память среди фермеров.
Какие отрасли сельского хозяйства и какие задачи MAIA Вы считаете приоритетными на 2025 год?
В массовом сознании фермеров отраслевое министерство и подведомственные ему ведомства, например AIPA, – это структуры, распределяющие субсидии. Причем в этом процессе роль вторых важнее роли первого. Хотя это совершенно неверное восприятие, оно отражает текущую ситуацию. Субсидии, выделяемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечили приток значительных инвестиций в сельскохозяйственный сектор. Это показывает, что фермеры верят в потенциал сельского хозяйства и продолжают стратегически инвестировать, адаптируя аграрное производство и агропродовольственный рынок к изменению климата, последствиям пандемии, влиянию войны.
Многие фермеры реорганизовали свою работу, пересмотрели планы развития агробизнеса, продемонстрировав устойчивость и адаптивность. Значительную роль в этом процессе сыграли субсидии, особенно постинвестиционные. Однако из-за ограниченности бюджета фонда субсидирования некоторые выплаты не были произведены своевременно. Эти задолженности будут погашены сразу после утверждения госбюджета-2025.
Чтобы избежать повторения подобных ситуаций, необходимо изменить механизм субсидирования – очевидно, перейдя к более жесткому планированию затрат, в том числе государственных. Например, призывы к предоставлению постинвестиционных субсидий по тем или иным проектам, в тех или иных субсекторах должны сопровождаться четкой оценкой эффективности и соотноситься с возможностями, располагаемым объемом необходимых средств. Кроме того, в настоящее время госструктуры ведут работу по приведению национальной аграрной политики в соответствие с принципами Единой сельскохозяйственной политики Евросоюза. Этот процесс включает в себя внедрение четких принципов, критериев, стратегий, в том числе в сфере адресного субсидирования сельхозпроизводителей. Министерство уже включилось в процесс синхронизации аграрного сектора РМ с ЕСП. В данный момент мы прилагаем усилия по скорейшей реализации стратегий сотрудничества с ассоциациями и фермерами, которые еще не входят в эти организации.
Еще одной важной целью является пополнение фонда субсидий. Имеющихся средств недостаточно, но правительство обязалось внести коррективы в госбюджет. Процессы создания списков бенефициариев и субсидируемых проектов будут прозрачными и детализированными, чтобы избежать недоразумений или упущений (например, отсутствия в списках субсидирования того или иного важного оборудования и сельхозтехники).
Фермерам необходимо отслеживать и внедрять технологические инновации, государство должно обеспечить соответствующую правовую базу. Поддержка инвестиций, в том числе за счет адресных выплат, компенсаций также останется приоритетом. Кстати, открытый диалог с фермерами будет иметь решающее значение для достижения этих целей. Мы начали обсуждать данный вопрос с представителями винодельческого сектора, особенно в отношении новых плантаций. Необходимо учесть, что от виноделов поступают запросы на производство высококачественных виноматериалов, дефицит которых они испытывают в последние годы. «Правила игры» на рынке, в конечном счете, все-таки диктует потребитель, мы должны изучать спрос / предложение и соответствовать. Также в министерстве считают, что необходимо уделять больше внимания местным сортам винограда, которые обладают значительным рыночным потенциалом.
В секторе овощеводства мы наблюдаем многолетний дефицит предложения качественной продукции в достаточном количестве. Недавно операторами этого сектора плодоводства была создана профильная ассоциация. MAIA намеревается оказывать последовательную поддержку развитию этой организации и молдавского овощеводства в целом. Выращивание сахарной свеклы также является стратегическим направлением агропродовольственного сектора. Мы уже провели переговоры с операторами свеклосахарного комплекса, собираемся осуществить широкий и подробный анализ на основе имеющихся данных.
Мне нравится работать с цифрами и принимать решения на основе тщательного анализа. Я обращаюсь к фермерам, ассоциациям и другим бизнес-организациям с призывом уделять больше внимания расчетам в процессе планирования своей работы.
Получали ли Вы как сельхозпроизводитель государственные субсидии до вступления в должность?
Что касается меня лично как министра из числа фермеров, то я хотела бы прояснить несколько аспектов. Животноводческий сектор долгое время оставался без внимания. Моя компания работает с 2015 года. Но только с 2020 года, с активизацией деятельности профильной ассоциации, животноводам удалось добиться адресного субсидирования – прямых выплат фермерам на каждую голову животных, содержащихся на фермах. В то же время мы продемонстрировали, что необходима дополнительная поддержка сектора переработки, поскольку приоритетом являются не только сырье, но и продукты с высокой добавленной стоимостью, как насыщение внутреннего рынка, так и экспорт. Итогом работы нашей ассоциации с представителями министерств, ведомств и депутатского корпуса стало принятие решения о предоставлении фермерам прямых выплат-субсидий.
Будучи руководителем животноводческого предприятия, я старалась принимать строго обоснованные решения. Наша ферма постоянно подавала заявки на госсубсидии и гранты по различным проектам. Например, мы приобрели программное обеспечение для мониторинга стада за счет обусловленного (софинансирование) гранта. Также мы получили субсидии на килограмм продукции и на голову животного. В 2023 году я подала заявку на постинвестиционные субсидии, но всё еще жду одобрения этого запроса. Вероятно, после пополнения фонда субсидирования уже в нынешнем году мы наряду с другими бенефициариями дождемся перечисления средств субсидии на счет компании.
Относительно проекта AGRI я хотела бы уточнить, что не подавала никаких заявок в рамках этой программы и не обращалась за консультациями. Но я активно участвовала во встречах, выдвигала предложения и указывала на возможные препятствия в ходе реализации программы. Однако из-за отсутствия некоторых документов мы не смогли своевременно подать заявку. Я рекомендую фермерам проверить свою документацию и в случае возникновения трудностей обратиться за помощью профильных ассоциаций или других компетентных организаций. Они, как правило, открыты для предоставления рекомендаций и поддержки в получении необходимой информации. Я призываю всех быть настойчивыми.
Как Вы оцениваете готовность сельскохозяйственного сектора к доступу к фондам ЕС, предназначенным для подготовки к вступлению в Евросоюз?
Европейская комиссия анализирует ситуацию и определяет бюджет на семилетний цикл, следующее обсуждение и распределение бюджета запланировано на 2027 год. На правительственном уровне ведется интенсивная работа по гармонизации правовой базы РМ с таковой ЕС. Этот процесс включает в себя четко определенные действия и мероприятия, призванные обеспечить не только принятие нормативных актов, но и их эффективную реализацию. Наша цель состоит в том, чтобы в 2027 году мы были готовы участвовать в переговорах и воспользоваться выделенными европейскими фондами. Хотя фермеры уже сейчас запрашивают средства на подготовку к вступлению в Евросоюз, мы недостаточно готовы к их эффективному освоению. Процесс адсорбции европейских фондов заключается не только в получении денег (это, скажем так, промежуточный результат), но и в разработке жизнеспособных проектов, бизнес-планов. К сожалению, в этой сфере у нас пока много недостатков.
Примером может служить проект AGRI, который, хотя и был с энтузиазмом встречен фермерами, столкнулся с двумя серьезными препятствиями. Первое – строгие экологические нормы. Доноры и партнеры по развитию предъявляют четкие и достаточно жесткие требования в отношении охраны окружающей среды. Второе – отсутствие специализированного консалтинга. Создание хорошо структурированного бизнес-плана является сложной задачей. Консалтинговый сегмент у нас пока слабо развит, и это существенно замедляет освоение имеющихся донорских средств.
Чтобы получить доступ к внешним фондам международных партнеров по развитию и освоить их в максимально возможном объеме, необходимо хорошо подготовиться. Эффективной моделью, используемой странами с развитым сельским хозяйством, являются так называемые сельскохозяйственные палаты. Они не заменяют профессиональные ассоциации, а дополняют их, уделяя особое внимание управлению разнообразными фондами поддержки сельскохозяйственного сектора. Как бывший фермер, а теперь представитель государственной власти, я считаю, что нашей главной целью должна быть подготовка сельскохозяйственного сектора к предоставлению / освоению этих средств. Самый большой риск – недостаточная подготовка. Успех зависит от совместных усилий фермеров, ассоциаций и государственных учреждений.
Что Вы хотите пожелать фермерам в 2025 году?
Желаю всем фермерам урожайного года с необходимыми для сельского хозяйства осадками в нужное время. Конечно, желаю мира и спокойствия, которые являются важнейшими ценностями для каждого из нас. Мир должен быть приоритетом для всех, особенно с учетом недавних трудностей – пандемии, которая заставила нас ценить свое здоровье, и военной обстановки близ границы.
Фермерам свойственны амбициозность и упорство. Эти качества помогают нам преодолевать трудности и двигаться вперед. Важно добиваться прогресса во всем, что мы делаем, чтобы восстановить наше благополучие (как финансовое, так и эмоциональное) и обеспечить процветание фермерских хозяйств по всей стране.